Учиться — всегда пригодится!

Читайте Пушкина! Читайте,
               и не живите днём одним.
С ним и любите, и мечтайте,
               и размышляйте вместе с Ним!
И светлой дружбой дорожите,
               её, как свет звезды неся,
Как Пушкин, пламенно живите.
               без ПУШКИНА нам жить нельзя!

                                                       Михаил Дэвэ

В 2011 году президент России Владимир Путин подписал Указ о ежегодном праздновании 6 июня Дня русского языка. В документе говорится, что эта дата была установлена «в целях сохранения, поддержки и развития русского языка как общенационального достояния народов Российской Федерации, средства международного общения и неотъемлемой части культурного и духовного наследия мировой цивилизации».

6 июня это не только День русского языка, но и День рождения величайшего русского поэта, драматурга и прозаика Александра Сергеевича Пушкина.

У русского человека, независимо от пристрастий и мировоззрений, есть собственное представление о Пушкине как о «главном» поэте и как о  символе русской литературы. Его портрет можно увидеть практически в каждом школьном классе. И мы узнаем Александра Сергеевича с полувзгляда, по силуэту, по тени бакенбардов.

 «У каждого возраста свой Пушкин», — говорил Самуил Яковлевич Маршак. И это верно. Верно также и то, что любой человек, возвращаясь вновь к творчеству Пушкина,  каждый раз по-новому воспринимает его произведения и снова открывает для себя что-тонеизведанное.

Произведения Александра Сергеевича мы изучаем практически одиннадцать лет в школе. О творчестве великого поэта, о том, как воспринимают его школьники,  мы решили побеседовать с Еленой Александровной Лияскиной, преподавателем русского языка и литературы:

Елена Александровна, как Вы думаете зачем нашим детям знать творчествоА.С.Пушкина?

— Это можно сказать один из  поэтов,  творчество которого знают все современные школьники. С удовольствием читают его произведения. Есть, конечно, и такие, кто читает с небольшим интересом, есть и те, кого в принципе очень сложно заинтересовать чтением. Но основная масса ребят читают с удовольствием.

— Сколько лет Выработаете преподавателем русского языка и литературы?

— Уже девятнадцать лет. Сразу после окончания университета в 2003 году пришла работать в Кардымовскую школу.

 -А как Вы относитесь  к творчеству Александра Сергеевича Пушкина?

— Александр Сергеевич для нас не только поэт. Это реформатор русского языка. Это человек, который для  всех носителей русского языка сделал очень много. Он приблизил языкк совершенству. И мы до сих пор стараемся сохранить его наследие. Сохранить в том виде неизменном, не испортить словами паразитами, сленгом и заимствованиями. Этот человек для нас является создателем языка. Он великий гений. Онегинская строфа, которую до сих пор никто не может повторить – это шедевр!

— Почему современным детям нравится читать произведения Александра Сергеевича?

— Мы сейчас пытаемся найти в произведениях писателя, от которых нас отделяет несколько столетий, проблемы, актуальные на сегодняшний день. И когда мы преподносим ребятам текст с точки зрения значимости в современном мире, находим проблемы, которые были в том поколении и сейчас продолжают существовать, вот тогда текст им становится интересен. Они видят и понимают, что Пушкин актуален. Он может заставить задуматься о многих вещах, которые сейчас для них имеют значение.

Например,  в 6 классе  при изучении повести «Дубровский» я рассказываю своим ученикам о  зависти, о проблемах взаимопонимания между людьми. И ребята находят общие точки соприкосновения с тем, о чем писал автор, и с тем, какие проблемы есть в нашей жизни сейчас.

Когда мы переходим к изучению «Капитанской дочки» в 8 классе, даже сам эпиграф «Береги честь смолоду» сразу наталкивает на мысль, что действительно нужно задуматься о том, что делаешь сегодня, сейчас, чтобы в будущем не запятнать свою репутацию нелепыми поступками, поведением. Ребята видят и понимают смысл написанного.

И даже те, кто читал тексты в кратком изложении или не читал вовсе, хотят прочитать произведение целиком. Потому что  онипонимают,  что-то упустили, о чем-то не услышали на уроке. Ведь на уроке мы работаем не с содержанием текста. Мы занимаемся разбором проблематики произведения и его актуальностью. И тем самыммотивируем наших учеников на прочтение произведения. А если бы это был просто тест или ответы на вопросы, то заставить их прочитать было бы практически невозможно.

Мы пишем больше творческие работы, в которых и разбираем проблемные вопросы из произведения. И в качестве аргумента на допуск к ЕГЭ дети часто используют творчество Александра Сергеевича.

— Есть какие-то цитаты Пушкина, которые Вы часто вспоминаете?

—  Ну, конечно, та самая цитата, которая используется как эпиграф к Капитанской дочке – «Береги честь смолоду». Она для меня всегда была девизом по жизни. И детей я стараюсь приучать к тому, чтобы они были не просто воспитанными людьми, образованными, но и достойными своих родителей, своей страны, были  достойными носителями своего родного языка.

— Какое произведение поэта пользуется наибольшей популярностью у Ваших учеников?

— Ответить на этот вопрос довольно сложно. У нас программапостроена таким образом, что мы в каждом классе читаем Пушкина. В старших классах это уже лирические произведения. Более осмысленно изучаем произведения где-то с девятого класса. Например, Евгений Онегин. Ребята уже в том возрасте, когда понимают, что их ждет за порогом взрослая жизнь, любовь, отношения, осознают,  какие трудности могут возникнуть в этой взрослой жизни. Вот тогда это произведение действительно набирает популярность среди учеников.В каждом классе из 30 человек найдется не больше 2, кто не прочитал Евгения Онегина.Вот это уже популярность.

А так практически все дети, если их спросить:  Какие произведения Пушкина они знают? —  назовут именно те, которые изучали по школьной программе. Начиная с «Дубровского», «Капитанской дочки», «Барышни-крестьянки», «Евгения Онегина» и многих других. Поэтому я считаю, что Александр Сергеевич наиболее популярен среди остальных писателей в школьной программе. Спросить, допустим, про Чехова или Бунина – задумаются. А вот  если спросишь про Пушкина, они назовут не менее пяти произведений точно.

Мы с учениками смотрим фильмы по некоторым произведения. Сейчас детей заинтересовать кинематографом не совсем просто, сейчас столько спецэффектов. И старые фильмы для них не совсем интересны. Но всеже когда они понимают суть фильма после прочтения книги, когда смотрят на героев, которых представляли в воображении во время чтения, им становится интересно.

— А кто Ваш любимый поэт, любимый писатель?

— Честно говоря, мне довольно сложно выделить одного автора или одно произведение. Ведь если бы я не изучала творчество многих писателей, то просто нашла бы одного, который мне больше всего подошел  по стилю написания, которого было бы очень легко и интересно читать. А так выбрать очень сложно. У каждого поэта есть своя сторона, которая мне очень нравится. Например, у Пушкина мне нравится его уникальность. У Есенина нравится его открытость и искренность. У Лермонтова – его взрывоопасность, огненный характер. У каждого из них есть что-то свое, уникальное. И мне как учителю литературы очень сложно выделить одного. Каждый поэт и писатель по-своему для меня любимый.

— А из произведений Александра Сергеевича какое Вы можете выделить, какое Вам ближе всего понаписанию, по духу?

— Скорее, это «Капитанская дочка». Ее еще в мои школьные годы учитель преподнес  таким образом, что творчество Пушкина для меня стало очень значимым и интересным. Тогда мне захотелось познакомиться с творчеством Александра Сергеевича, что называется «от и до». И до сих пор, когда мы с учениками приступаем к изучению «Капитанской дочки», я с особым трепетом подхожу к подаче этого произведения. Многие тексты поэта мне нравятся, но именно этот стоит на особом месте.

Я и сама стараюсь каждый текст  преподносить таким образом, чтобы он не просто был интересен, а остался в памяти ученика. Просто сказать: Ребята, это интересно, читайте. Нет, так не сработает. И даже оценка их не мотивирует. А вот когда ребенок понимает, что у него не получается поддержать беседу, тогда ему становится интересно, и он берет в руки книгу.

У меня двое детей, один перешел в 11 класс, другой в седьмой. И,кажется, что дети учителя литературы должны любить читать, но они точно такие же дети и начинают любить читать только тогда, когда начинают на уроках прикасаться к произведениям. У нас огромная домашняя библиотека, они это видят, но заставить полюбить чтение невозможно. Я у обоих своих детей преподаю урок литературы, и я вижу, когда они приходят домой и берут в руки книгу и начинают читать. За лето если раз пять прикоснутся к книге, то я,конечно, отмечу это, скажу, какие они молодцы, но заставлять не буду. Я считаю, что это неправильно.

Хотя на уроках литературы я всегда повторяю: Учиться — всегда пригодится. Без чтения в жизни никуда. Это и развитие речи, и пополнение словарного запаса,  это и умение вести диалог. Когда они начинают доказывать свою точку зрения, понимают, что свой лексикон необходимо увеличивать. И тогда становится ясно, что нужно обращаться к книге.