Современная школа: какая она?

Роль педагога в современном обществе огромна. Неслучайно 2023 год Указом Президента России был объявлен Годом педагога и наставника. От каждого конкретного учителя, его профессиональных навыков и человеческих качеств зависит то, с каким багажом знаний и моральных ценностей школьники придут во взрослую жизнь.

Об открытии новых «Точек роста», востребованности «Пушкинской карты» и развитии нового молодежного движения в России «Движение первых» мы поговорили с исполняющей обязанности начальника отдела образования администрации МО «Кардымовский район» Еленой Геннадьевной Киселевой.

Елена Геннадьевна, какие задачи, стоящие перед отделом образования, на данный момент вы считаете наиболее важными и требующими особого внимания?

— Приоритетной задачей для нас является реализация национального проекта «Образование» в рамках региональных программ: «Успех каждого ребенка», «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда». Программа «Успех каждого ребенка» нацелена на поддержку и развитие у молодежи способностей и талантов, на систему дополнительного образования детей. Хочется отметить положительный опыт взаимодействия педагогов детского сада «Солнышко» поселка Кардымово и Центра детского творчества. Их совместная работа увеличивает возможности для развития талантов и способностей детей, расширения кругозора. Программа «Современная школа» ставит целью обеспечение всех школьников, независимо от места проживания, качественным образованием, отвечающим современным требованиям. Благодаря ее реализации в школах района создаются социальные образовательные центры «Точки роста». Они уже успешно функционируют в трех образовательных учреждениях района: Кардымовской и Рыжковской средних школах и Шокинской основной школе. В соответствии с «дорожной картой» в 2023 году «Точка роста» появится в Соловьевской основной школе. Программа «Цифровая образовательная среда» служит для оснащения школ новым, современным оборудованием: компьютерами, видеопроекторами, интерактивными досками, различными медиа-устройствами, современным лабораторным оборудованием и предусматривает повышение квалификации педагогов. Три школы района (Рыжковская, Тюшинская, Соловьевская) уже участвуют в реализации этой региональной программы. Соловьевская основная школа уже полностью оснащена всем необходимым оборудованием. В 2023 году в программу создания «Цифровой образовательной среды» вошла Кардымовская средняя школа. В школах района с первого по пятый классы ребята обучаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС). Все педагоги, работающие в этих классах, прошли курсы повышения квалификации. В Кардымовском районе в течение нескольких лет показатели качества образования не повышаются, а остаются на одном уровне (успеваемость 97%, успевающих на «хорошо» и «отлично» — 37%). И здесь есть свои объективные причины, среди которых — значительное количество детей из семей переселенцев, где русский язык не является основным. Этим ребятам процесс обучения дается сложнее, особенно первое время. Сказывается и кадровый голод, являющийся проблемой не только в нашем районе, но и на территории всей страны. Молодые специалисты редко приходят на работу в школы муниципалитета. Но мы стараемся, чтобы уровень образования в районе был достойным.

— В прошлом учебном году школьники не писали всероссийские проверочные работы в связи с переносом проведения ВПР на начало текущего учебного года. Расскажите об их результатах?

— Всероссийские проверочные работы школьники писали в сентябре. Хочу отметить, что писать их в начале учебного года ребятам было сложнее. За летние каникулы многое забылось, а времени вспомнить пройденный материл, было совсем мало. Считаю, что это повлияло на показатели. Они не стали хуже результатов прошлых лет, но и не стали лучше. А наша задача — повышать уровень качества образования. Лучшие результаты ВПР показали: Шокинская, Соловьевская, Тирянская и Каменская основные школы. Безусловным лидером является Шокинская сельская школа. Поэтому она стала центром по оказанию помощи школам с низкими результатами.
В целом, дети справились с проверочными работами и подтвердили уровень своих знаний.

— Елена Геннадьевна, что вы можете сказать о развитии системы наставничества педагогических работников в образовательных учреждениях района?

— Развитие наставничества среди педагогических кадров, является эффективным инструментом их профессионального роста. Важнейшей особенностью системы наставничества является то, что она носит точечный, индивидуализированный характер, ориентирована на конкретного педагога из числа молодых специалистов или вновь прибывших педагогов. Наставниками становятся лучшие учителя с большим опытом работы и высокими оценками у обучающихся, чтобы оказывать методическую помощь «новичкам» и педагогам, у которых ученики показывают низкие баллы ОГЭ, ЕГЭ и ВПР. Конечно, наставничество существовало и раньше, но с этого года оно вышло на новый, серьезный уровень. Система наставничества призвана решить проблему низких результатов успеваемости. О первых показателях эффективности системы наставничества можно будет говорить после окончания учебного года. Надеюсь на положительный результат.

— С прошлого года на территории России реализуется социально значимый проект «Пушкинская карта», направленный на повышение возможности у молодежи посещать различные культурные мероприятия за счет государства. Как он реализуется в нашем районе?

— Сначала многие восприняли этот проект, можно сказать, «в штыки», особенно в сельских школах: «Зачем совершать столько лишних телодвижений, регистрироваться на Госуслугах, подтверждать учетную запись, если все равно мы никуда не поедем и воспользоваться картой не сможем?!» Затем постепенно началось поступательное движение, начавшееся с Кардымовской средней школы. По-настоящему хорошие результаты по этому проекту пришлись на зимние каникулы, когда было организовано много коллективных поездок в учреждения культуры Смоленска, в том числе и ребят из сельских школ. Многие решили воспользоваться «Пушкинской картой» при посещении театров и выставок вместе с родителями. Оказалось, что ею можно оплатить посещение кинотеатра или музея и родителю, сопровождающему ребенка. А это и экономия семейного бюджета, и совместный культурный досуг. Дети и родители поняли и оценили возможности карты. К тому же все больше учреждений культуры подключаются к этому проекту. В нашем районе по карте работают районный историко-краеведческий музей и Центральная районная библиотека.

— В декабре 2021 года был дан старт новому молодежному движению в России «Движение первых». Первичные отделения уже открываются на базе образовательных учреждений Смоленщины. Когда планируется открытие отделения РДДМ «Движение первых» в Кардымовском районе? Кому поручено заниматься развитием местного отделения?

— Всероссийское движение детей и молодежи «Движение первых» было создано по поручению Президента РФ в декабре прошлого года. Оно объединяет все молодежные организации и движения страны, в том числе «Юнармию», «Большую перемену», «Российское движение школьников». В Кардымовском районе работами по созданию РДДМ «Движение первых» руководит Валентин Евгеньевич Хватьков, ведущий специалист отдела образования. Сейчас — стадия оформления документов, проведения презентаций и регистрации участников. Валентин Евгеньевич консультирует ребят, желающих вступить в это движение. (Ссылка на сайт для регистрации: Будьвдвижении.рф). Три человека из числа обучающихся уже прошли процедуру регистрации в РДДМ. Еще десять планируют зарегистрироваться в ближайшее время. В той школе, где первыми зарегистрируется необходимый минимум для организации первички «Движение первых», пройдет официальное торжественное открытие. Процесс запущен. Новое молодежное движение вызывает у ребят интерес и желание в нем участвовать.

Беседовала Ольга Склярова