Деревня — наши духовные скрепы

Деревня — наши духовные скрепы

В череде многих праздников октября хочется выделить один, не особенно популярный и известный — День сельской женщины.

Сельский жизненный уклад значительно отличается от городского даже сегодня. И это проявляется не только в количестве населения, отсутствии торговых центров, театров, дворцов спорта, возможности реализовать себя в «новомодных» профессиях, но и ритме жизни, общении с односельчанами, каждодневных заботах и внутреннем мироощущении.

Нам удалось пообщаться с жительницей деревни Шокино Кардымовского района Светланой Ващенковой, чтобы узнать, как говорится, из первых уст, как живется сельской женщине.

— Светлана, вы по своему рождению человек городской или деревенский?

— Я родилась в сельской местности  в республике Мордовия. Родители работали на земле. Дома тоже держали большое хозяйство: коровы, телята, свиньи, птица. В нашей семье было четверо детей, и все мы, как водится, во всем помогали родителям.

— Я знаю, что по профессии вы агроном. Это, пожалуй, одна из самых сельских профессий. Был ли у вас соблазн выбрать другую профессию и жить в городе?

— Школу я заканчивала в Гагаринском районе, куда переехала наша семья. «Профессию нужно выбирать ту, что востребована», — учили меня родители. Мне от колхоза «Радищево» дали направление в Смоленский филиал Московской сельскохозяйственной академии. Я поступила на агрофак и стала стипендиаткой колхоза. Учиться  очень нравилось. В те годы в академии был сильный педагогический состав. Готовили не просто специалистов, а людей, способных мыслить, заниматься научной работой, умеющих руководить.

Вернуться в «Радищево» мне, правда, не пришлось. Вышла замуж и поехала за мужем, тоже агрономом, в Суетово Ярцевского района. Возможность как-то устроиться в городе мы  даже не рассматривали.

— Светлана, а как вы оказались в ОПХ «Шокино»?

— Наступили сложные времена, особенно для селян. В колхозах подолгу задерживали зарплату, начались сокращения, и нам с мужем в Ярцевском районном управлении сельского хозяйства предложили переехать в ОПХ «Шокино», где тогда требовались специалисты.

В Шокино нам сразу предоставили жилье. Сергей стал трудиться главным агрономом хозяйства, а я  — старшим научным сотрудником.

Как сельские жители, мы завели корову, держали поросят, даже свиноматку, растили телят. Была и домашняя птица.

Все это было не в тягость, ведь к труду мы привычны. Держались друг за дружку, растили сына. Он подрастал и тоже включался в общие заботы.

— А как сложилась ваша судьба после закрытия ОПХ «Шокино»?

— Какое-то время я проработала в санатории «Приселье» кладовщиком. Затем устроилась в Шокинскую сельскую библиотеку. Сейчас, уже более девяти лет тружусь  заведующей  Шокинским сельским клубом.

Мне очень нравится моя новая работа. Нравится общаться с жителями деревни самых разных возрастов, организовывать и проводить мероприятия, вести творческие кружки, оформлять выставки. В сельских жителях сохранилась народная мудрость и простота, самобытность.

Но и тяга к земле не прошла. Я все также люблю работать в огороде, цветнике. Это успокаивает, заставляет сконцентрироваться на деле и не пускать в голову нехорошие мысли.

— Светлана, получается, что сельская жизнь — это ваш выбор. Оглядываясь назад, поменяли бы что-то?

— Деревня — это образ жизни, переданный мне моими родителями и усвоенный с раннего детства. Я здесь все знаю, все понимаю, чувствую себя как «рыба в воде» и другого мне не надо. Наверное, сейчас в городе больше возможности устроиться на работу,  и это не маловажно. Но деревня — наши духовные скрепы, и она должна жить.