Научить учиться — прекрасный результат

5 октября в нашей стране отметили День учителя. Это день благодарности за самоотверженный труд, любовь и безграничную заботу о детях. Первый звонок, первая влюблённость, слёзы от незаслуженной двойки, тайком вырванный лист в дневнике – всё это мы очень часто вспоминаем с ностальгией.

В этом году в преддверии праздника мы решили поговорить с учителями начальных классов Кардымовской средней школы Татьяной Николаевной Шурыкиной и Ольгой Ивановной Пономаревой, которые в этом году приняли под свое крыло первоклашек.

— Татьяна Николаевна, когда вы решили посвятить свою жизнь образованию?

— Это решение пришло ко мне очень давно. Мама моя всегда хотела, что бы я стала преподавателем. Я пробовала себя и в другой профессии, но поняла, что это не мое. Поступила учиться на педагога, закончила Смоленский педагогический институт, и вот уже сорок лет работаю с детьми.

Первое время работала в школе в Тверицах, потом была вожатой в школе, где сейчас ДЮСШ. А после уже пришла работать в нашу школу.

Вы единственный педагог в семье или у вас династия учителей?

— Не знаю даже, к счастью, или, к сожалению, но в семье у нас педагогов больше нет. Преподаванию посвятила себя только я.  Дочь у меня бухгалтер, а сын работает в IT-сфере, и им очень нравится их выбор. А я никогда не настаивала на том, чтобы дети стали педагогами.

— Татьяна Николаевна, на сегодняшний день в школах большое разнообразие образовательных программ. Какую из них предпочитаете вы?

— Это, конечно, старая добрая программ «Школа России». Она, разумеется, за многие годы была не один раз изменена, но принцип преподавания, подачи материала, остались практически неизменными. Да, и, несмотря на большое разнообразие программ, результат у всех учеников будет одинаковым. Все они будут считать, писать и читать, так же как и мы с вами.

Что больше всего вы цените в работе учителя?

— Это даже не ценность, это то, ради чего мы работаем учителями. Естественно работа с детьми. Дети для нас  — это смысл жизни. Они все разные, ко всем нужен свой подход. Они добрые, очень непосредственные и доверчивые. Мне всегда интересно наблюдать, как детки учатся общаться друг с другом, стараются преодолевать первые трудности в обучении. Они взрослеют на моих глазах. Но, несмотря на все сложности, мы растем и учимся вместе с ними, и это не может не доставлять удовольствие.

Пользуясь случаем, хочу пожелать своим коллегам в День учителя достижения высоких результатов не только в работе, но и в жизни. Чтобы ученики радовали высокими результатами. Крепкого здоровья и неиссякаемого творческого потенциала. Больше профессиональных достижений и добра.

— Ольга Ивановна, вы ведь тоже очень давно работаете учителем. Когда вы решили, что работа с детьми – это ваше призвание?

— На самом деле это решение было принято еще в начальных классах. Уже тогда я была уверена, что буду учителем. Пока не знала, что буду преподавать, но на вопрос: «Кем ты будешь, когда вырастешь?», я всегда с гордостью отвечала: «Учителем». Сначала хотела стать учителем русского языка и литературы, но в старших классах поняла, что хочу работать с малышами. И вот с 1983 года я работаю преподавателем начальных классов в нашей школе.

Работа с детьми – нелёгкий труд, ведь каждый ребенок индивидуален. Как вам удаётся налаживать контакт с учениками?

— Честно говоря, это как-то само собой получается. Разумеется,  к каждому человеку, не только к детям, нужен определенный подход. Всегда учитываю индивидуальные особенности ребенка, присматриваюсь, прислушиваюсь. Никто из детей не любит, когда их ругают. Если повышать голос, то они не только не отреагируют, но и их поведение и отношение в дальнейшем станет только хуже. Им всем нужна забота и внимание. Тогда у них и получается все намного лучше.

Как вы считаете, что в первую очередь должен получить ребёнок от начальной школы?

— В первую очередь ребенок должен научиться учиться,  применять и использовать свои знания в повседневной жизни. Если он этому научится в начальной школе, то в дальнейшем ему будет гораздо проще воспринимать что-то новое. Это важный результат моей работы.

Но главная моя преподавательская задача  – помочь ребятам, которых мне доверили, вырасти добрыми и порядочными людьми.

— Чем вы руководствуетесь при принятии решений?

— К решению любого вопроса  нужно подходить со всей ответственностью. К работе относиться с трудолюбием. Это те ценности, которые нам закладывали еще в школьные годы, и они со мной идут по жизни.

— Ольга Ивановна, а вы помните своего первого учителя?

— Конечно. Разве можно такое забыть. Иванова Мария Ивановна была моим первым учителем. Она тоже очень много лет посвятила работе в школе. Но, к огромному сожалению, время беспощадно и ее уже с нами нет.

— Что пожелаете коллегам в профессиональный праздник?

— Пожелаю творчества, энтузиазма, успехов и, как у нас принято говорить, послушных учеников. И самое главное благополучия во всем, в работе, в семье и в жизни.

После беседы с учителями, мы решили поинтересоваться у первоклашек, как они воспринимают своего первого учителя.

Мария Козлова ученица 1А класса

— Расскажи о своей первой учительнице. Какая она?

— Она очень добрая, внимательная и отзывчивая.

— Маша, а что тебе  нравится больше всего на занятиях?

— Мне очень нравится рисовать, писать в прописях и ходить в столовую.

 — А что не очень?

— Мы еще совсем немного учимся, и мне все очень нравится.

И я думаю, что наша первая учительница будет нами очень гордиться!

Матвей Ходченков ученик 1Б класса

Матвей, расскажи нам о своей учительнице.

— У меня учительница добрая. Она на нас не ругается, только на перемены не отпускает, в классе сидим все время.

— А что тебе больше всего нравится в школе?

— Мне больше всего нравится букварь. Я люблю учить буквы. И мне нравится отвечать у доски.

— А есть что-то, что тебе не очень нравится?

— Мне, если честно, не нравится математика. Я что-то совсем не могу понять, что на ней нужно делать.

Но в школе мне нравится, там много моих друзей и учительница хорошая.