Раиса Константиновна Кадилина в Кардымовском районе человек известный. Долгие годы она руководила районным отделом культуры,а сейчас возглавляет историко-краеведческий музей.
Родилась и выросла Раиса Константиновна в городе Ярцево. В детстве была ребенком очень активным. В круг ее увлечений входили кукольный театр, пение, танцы, которыми она занималась в городском Доме пионеров и Дворце культуры. Отдельное место отводилось спорту. Нравилось ей «гонять» на велосипеде, бегать на лыжах, играть с мальчишками из соседнего двора в футбол. Но особо притягательным видом спорта была гимнастика, которой наша героиня занималась довольно долго и серьезно.
Задавая вопрос Раисе Константиновне о выборе профессии, я, честно говоря, рассчитывала на другой ответ, но она ответила так:
— В культпросветучилище попала совершенно случайно. Окончив школу, я так и не определилась с выбором профессии. И вот однажды, сидя в парикмахерской, прочитала объявление, в котором говорилось о наборе студентов в Смоленский культпросвет. Решение пришло само собой: я буду библиотекарем. В ходе собеседования мне посоветовали выбрать все же хореографическое отделение. Предъявленные доводы были очень убедительными, и я не стала упорствовать, ведь танцевать я любила, и стала сдавать вступительные экзамены на хореографическое отделение.
Учиться было очень интересно. Я танцевала в студенческом ансамбле. Когда открылся в Смоленске танцзал «Молодость», помогала штатным преподавателям вести бальные танцы.
Получив диплом, вернулась по распределению в родной район и стала трудиться заведующей автоклубом Ярцевского отдела культуры. Через некоторое время меня пригласили еще вести танцевальные кружки в Доме пионеров. Довелось мне поработать заведующей клубом «Металлист» города Ярцево и старшим инспектором по культпросветработе горисполкома.
Мечты сбываются
Наш разговор с Раисой Константиновной Кадилиной постепенно заходит о мечтах.
— Мечтать человеку нужно, даже необходимо. Мечтам свойственно реализовываться, если ты не сидишь на месте, а работаешь, — делится с нами своими мыслями Раиса Константиновна, — у меня была мечта стать начальником отдела культуры. Большей мечты в профессиональном плане у меня даже и не было.
Проработав в Ярцеве почти двенадцать лет, в силу возникших жизненных обстоятельств, я перешла работать в Смоленск, но буквально через полгода меня пригласили на работу в молодой, четыре года назад образованный, Кардымовский район.
С апреля 1981 года я стала начальником районного отдела культуры в Кардымово. Всегда с улыбкой вспоминаю свой первый приезд в поселок, который был совсем не похож на тот, который мы видим сегодня. На мне было длинное пальто, шляпка и сапоги на высоких каблуках. Начала работать, и пальто пришлось обрезать, шляпку снять, а на ноги надеть резиновые сапоги.
Сначала приходилось каждый день из Ярцева в Кардымоводобираться автобусом,который возил рабочих СУ-918, возвращалась домой электричкой. Постепенно мне дали комнату в общежитии и необходимость в поездках отпала.
Коллектив работников культуры в основном был молодой. Возглавляла районный Дом культуры Валентина Викторовна Мацкевич. При ДК действовал большой народный хор, основной костяк которого трудился в районной больнице, поэтому и занятия подчас проводились там.
Учреждений культуры было много, только сельских домов культуры и клубов действовало более двадцати, а еще столько же библиотек, работали четыре автоклуба.
В 1992 году в отдел культуры передали районную киносеть, до этого времени ею руководил Виктор Васильевич Мушкин.
В начале девяностых годов сюда же вошел и спорт, который курировал специалист по спорту Александр Николаевич Гнидченков.
Численность работников культуры достигала ста шестидесяти человек, включая технических работников. Кадровые и хозяйственные вопросы находились также в компетенцииотдела культуры.
Мы даже строили силами отдела культуры дома для своих сотрудников. Например, домаВолченковых, Каленых, Мартин.
Проблемы и их решение
Сложно найти работу, в которой все было бы гладко, без трудностей и проблем. Важно просто не падать духом и уметь находить решение. Труд работника культуры он, конечно, особенный. И не только потому, что все праздники для них — это работа, но и потому, что их деятельность всегда на виду, всегда в центре внимания и обсуждений. А разве есть люди, которые не разбираются в вопросах организации и проведения праздников и мероприятий? Впрочем, это вопрос риторический.
В нашейбеседе мы не обошли стороной и сложности работы начальника отдела культуры.
Помнению нашей героини, разное время преподносит свои трудности.
— Когда я начинала деятельность в Кардымовском районе, многие здания учреждений культуры являлись собственностью колхозов, совхозов, профсоюзных организаций. Но с расцветом так называемой «перестройки» собственникам становится сложно содержать здания, оплачивать коммунальные расходы.Образовывались большие задолженности, особенно за свет. Начался процесс передачи зданий на баланс отдела культуры. И все эти проблемы содержания зданий перешли теперь уже к отделу культуры. Причем, проблемы были не только финансовые. Порою случалось, что деньги есть, да негде взять необходимые материалы. Но мы всеми силами старались поддерживать материально-техническое состояние учреждений культуры. Была создана своя ремонтно-техническая бригада, в которую входили рабочие, слесарь и электрик. Она обслуживала все ДК, клубы, библиотеки. Это позволило сохранить многие здания.
Самое важное во все времена — это иметь хороший, трудоспособный и сплоченный коллектив. Мне в этом плане крупно повезло. Многие работники, с которыми приходилось начинать трудовую деятельность, работают и сегодня. Это Ирина Валерьевна Демьянова, Антонина Александровна Поляченкова, Татьяна Ивановна Фролова, Вера Иовна Яковлева, Елена Владимировна Кучерова и другие.
Работники бухгалтерии отдела культуры тоже всегда были на высоте. Никаких серьезных нареканий к ним никоогда не было: все четко, своевременно.
Но коллектив специалистов, любящих свое дело, не создается сам по себе. Над этим нужно работать.
Помню, сколько труда стоило убедить многих из них в необходимости продолжить обучение и получить высшее образование. Правда, сначалапришлось отучиться заочно самой.Это получилось, и принесло свои положительные плоды в повышении уровня проводимых мероприятий. Однако, когда наши заочники уезжали на сессию, то весь объем работы ложился на тех, кто оставался. Коллектив с пониманием относился к временным трудностям и каждый работал за себя и за того, кто на сессии.
Творческий процесс
— Мне кажется, что творческий процесс у работника культуры не останавливается никогда. Бывало, смотрю телевизор, что-то понравилось — быстро на карандаш, чтобы не забыть и использовать в работе. Если поедем на концерт или какой-то фестиваль, то обязательно обсуждаем выступления других коллективов, запоминаем понравившиеся моменты, отмечаем ошибки.
Вместо одного народного коллектива у нас стало четыре: народный хор, ансамбль «Забава», детский театр кукол «Карусель», агитбригада «Нива.
Самое сложное — это процесс подготовки. Всегда хочется, чтобы было ново, интересно, профессионально. Порою одолевали сомнения, так или иначе нужно сделать. Сценарный план мог переписываться по несколько раз. Но когда мероприятие началось, процесс запущен, сразу становилось легче.
Наиболее важным критерием в работе считаю не оценку руководства, что тоже немаловажно, а мнение жителей района. Если им нравится результат нашей работы, это дает новый стимул. Если постигла неудача, значит, нужно работать над ошибками и стараться сделать лучше.
В ногу со временем
Всю жизнь посвятив работе в культуре, Раиса Константиновна Кадилина никогда не пожалела о своем спонтанном выборе профессии, ставшем для нее судьбоносным.В 1998 году ей было присвоено звание Заслуженного работника культуры. В 2004 году она награждена медалью «100 лет профсоюзам России» Федерации независимых профсоюзов России.
С глубоким уважением Раиса Константиновна говорит о своих родителях и старших братьях, которые всегда ее поддерживали и придавали уверенности в собственных силах.
Наша героиня и сегодня полна идей и энергии, идет в ногу со временем и вносит свой вклад в изменение жизни к лучшему. В районном музее под ее руководством организуются новые выставки, реализуются проекты, ведется научно-исследовательская работа, пополняются основной и научно-вспомогательный фонды, проводятся интересные мероприятия для разных возрастных групп населения. Совсем недавно в Соловьевском сельском Доме культуры возобновила свою деятельность музейная экспозиция «Соловьева переправа», в оформление которой неоценимый вклад внесли сотрудники Кардымовского районного музея.