В Кардымовском районном музее есть очень необычная экспозиция, посвященная театральным куклам. Она пользуется любовью и популярностью не только у детворы. Здесь подолгу стоят и рассматривают экспонаты представители самых разных поколений. Мне самой не единожды доводилось видеть, как светлели и озарялись улыбкой лица взрослых и серьезных людей, когда они входили в «кукольный» зал.
Влияние кукол на человека пока не изучено, но то, что оно существует, можно утверждать с уверенностью.
Все эти куклы выполнены одним человеком — Верой Иовной Яковлевой, которая долгие годы руководит детским театром кукол, действующим на базе районного Дома культуры.
Как все начиналось
— С детства я увлекалась многим, — рассказывает Вера Иовна, — пела, декламировала стихи, играла в спектаклях, рисовала плакаты, занималась оформлением школьных стендов и очень любила шить кукол, но почему-то именно животных. Были у меня тигрята, медведи, лошади и большое количество слонов. Их мне правилось делать почему-то больше всего. Сама придумывала выкройки, тогда было совсем другое время.
Сколько себя помню, всегда испытывала чувство волшебства от кукольного театра, хотя в детстве я была в театре, наверное, один раз. Любимой куклой считала Буратино и, следовательно, мне нравились все его друзья: Пьеро, Арлекин, Коломбина. Думаю, что началом все же была литература. Я постепенно, капля за каплей, западала на создание кукол, спектакли.
В 1970 году поступила на художественно-графический факультет Смоленского педагогического института, и в моем увлечении наступил перерыв. На первый план вышло создание набросков и рисунок. Мне очень нравилось делать наброски: быстрые, лаконичные, незавершенные. В незавершенности для меня проявление жизни.
От кукол к режиссуре
Когда после института Вера Иовна пришла работать в Кардымовскую детскую школу искусств, художественное отделение, в ее жизнь снова вернулась кукла. Вера Иовна вспоминает:
— Тогда мы с детьми попробовали делать кукол из папье-маше — это были персонажи из спектакля «Золушка». Техника папье-маше очень увлекательная, в ней столько волшебства.
Через какое-то время мне предложили вести театральный кукольный кружок при РДК, куклы были покупные. Я согласилась, и впервые попробовала себя в роли режиссера.
Было очень интересно. Актерами стали мои мальчишки из художки. Мы устраивали худсоветы, утверждали декорации, работали с дикцией. В этот же год проводился областной конкурс кукольных театральных коллективов, и мои кружковцы заняли первое место среди коллективов своей группы. Среди городских коллективов тогда победили гагаринцы. Это был настоящий успех. Жюри отметило нашу сыгранность, выразительность.
Кружок проработал какое-то время довольно успешно, затем кукол списали и подарили вместе с декорациями школе-интернату.
Театр теней
— Спустя время мне снова предложили заняться кукольным театром. Я вспомнила про силуэтную куклу, было решено сделать театр теней. Моя квартира превратилась в мастерскую, все в куклах: тут рисуется, тут вырезается, тут подклеивается. А так как рисовала я быстро, хлестко, то было проще нарисовать одну куклу в нескольких ракурсах, чем делать ей подвижные части тела.
Решили ставить спектакль «Тараканище». Актеров набрала среди детей, проживавших в моем подъезде. Все рядом, тут же репетиции, и родители довольны, что дети при деле.
Постепенно сделали ширмы, обтянули их, и начали выступать. Состав артистов был очень сильный. Мы объехали со спектаклями весь район.
Новый уровень
— Через пять лет, в 1997 году, мне предложили создать театр при воскресной школе. А куклы? Сделать из папье-маше? Так они будут очень хрупкие, одно неловкое движение — и могут разбиться. Вот тогда я и попробовала шить их из ткани. Первыми были бабка и дедка. Меня это очень увлекло, и понеслось…
Потом племяннице Свете из Германии привезли куколку с лицом из чулочной ткани. Она очень выигрывала визуально. А когда Света на мое 45-летие сшила и подарила мне Робинзона Крузо, лицо, руки и ноги которого были выполнены из чулка, я решила поменять технику шитья. И вот уже двадцать один год в моей жизни существует кукла из текстильного и чулочного трикотажа и синтепона. Было время, я шила ночами, не вставая. Так хотелось увидеть законченный результат. Сначала вела строгий учет своих кукол, записывала их в тетрадку. Но потом их стало так много, что учет пришлось завершить.
Спектаклей за эти годы Верой Иовной поставлено тоже немало. Кардымовский детский театр кукол «Карусель» завоевал звание Образцового. В апреле этого года состоялась очередная защита звания. Для этого события был подготовлен новый спектакль «Тараканище», в котором задействовано шестьдесят кукол. Использовались куклы из более ранних спектаклей, но часть пришлось шить. По традиции, основной костяк театрального коллектива составляют ученики художественного отделения ДШИ, где наша героиня преподает и сегодня.
В 2005 году Вера Иовна Яковлева удостоена звания «Лучший работник культуры Смоленщины», в 2006 — награждена грамотой Министерства культуры и удостоена звания «Ветеран труда». В 2007- стала членом Союза Дизайнеров России.
Любимые куклы
Общаясь с Верой Иовной, я не смогла не задать вопрос о куклах, которые стали любимыми. Возможно, они особенные?
— Мне дороги куклы, которые шились ранее. Они когда-то казались верхом совершенства, а сейчас я понимаю, что они наивны. Как, например, первый пират Сильвер в камзоле, тельняшке и шляпе, с деревянной ногой и костылем. У него получилось передать свирепое и в то же время комичное выражение лица. Очень удачно получились глаза. После него было столько разных пиратов, но с ним расстаться не могу. Хотя сегодня он кажется довольно примитивным.
Дорожу куклой Рыбак. На нем я впервые попробовала делать на лице щетину. Люблю первую Фею.
Здорово, что в музее работает экспозиция кукол, хотя я не сразу одобрила идею передать кукол на временное хранение в музей. Но со временем я увидела, что людям это интересно. В музее представлены самые разные куклы: перчаточные, тростевые, ростовые. Есть несколько интерьерных кукол, а также кукол, выполненных моими учениками. Когда меня приглашают, то я провожу в музее мастер-класс для желающих приобщиться к технике создания тряпичной куклы. Экспозиция постоянно претерпевает изменения: одни куклы, задействованные в новом спектакле, покидают ее, другие же, наоборот, «переезжают» в музей.
В моей работе в школе искусств это тоже помогает. С детсадовского возраста детей начинают водить в музей, они видят кукол, слышат мое имя и, когда приходят в художку или театр кукол «Карусель», я им уже не кажусь чужой, незнакомой тетей.
Наше сотрудничество взаимовыгодное.