С оптимизмом по жизни

Поводом для данной статьи стало письмо в газету, которое пришло из города Красноярска. Оно заставило посмотреть на человека — Евгению Николаевну Котельникову, проживающую в поселке Кардымово, несколько иначе. Захотелось не просто поговорить с ней о жизни, но и рассказать нашим читателям об этом человеке непростой судьбы.

Военное детство

Евгения Николаевна Котельникова родилась 23 марта 1941 года, как раз накануне начала Великой Отечественной войны, в деревне Красные Горы Кардымовского района.

— До войны их большая семья, — рассказывает Евгения Николаевна, — жила довольно хорошо и дружно, держали две коровы, двух лошадей, мелкий скот и птицу. Отец работал на железной дороге.

С приходом немцев и началом оккупации все изменилось. Сама Евгения Николаевна, конечно, не помнит того времени, но по рассказам старших знает, что весь скот, кроме одного коня, фашисты сразу забрали. Отец ушел в партизаны, деда немцы расстреляли вместе с другими жителями деревни в 1942 году.

После освобождения Кардымовского района семье нашей героини, можно сказать, повезло — их дом уцелел, а это было настоящее богатство.

Вся страна трудилась на победу. Приходилось жить впроголодь, но, пережив оккупацию и ощутив на себе бесчинства фашистов, никто не роптал.

Евгения Николаевна вспоминает, как ребенком ходила собирать на поле гнилую картошку, чтобы из нее мама приготовила еду, как берегли каждую крошку хлеба, который и хлебом-то было сложно назвать.

В 1946 году появилась младшая сестра Вера. Мама уходила на работу, а забота о сестренке ложилась на бабушку и Женю.

— Соска из хлеба и бутылка с водой являлись основной едой для Веры. Она была очень худенькая, и соседи говорили матери, что младшая дочь не выживет. Но сестра выжила, — вспоминает наша героиня.

Мечты сбываются

— В семь лет я пошла учиться в Кардымовскую школу. Об этом времени у меня сохранились самые светлые воспоминания. Мы очень уважали и любили своих учителей. Бежали их встречать, чтобы помочь донести сумку с тетрадями. С удовольствием ходили в кружки. Я посещала театральный кружок, и мне часто доводилось играть роль учительницы. Может быть, это и предопределило мой выбор профессии.

Сразу после окончания школы поступила в Смоленский педагогический институт, но так как я была из полной семьи, то общежития мне не дали, и первые полгода нужно было учиться без стипендии. У нас таких денег не было, и вместо института мне пришлось поехать на ткацкую фабрику в Ярцево.

Евгении Николаевне трудиться в большом коллективе фабрики нравилось, но свою мечту работать педагогом не оставляла. Через три года она снова сдает экзамены в пединститут и снова набранных ею баллов хватает, чтобы стать студенткой. В этот раз, имея уже рабочий стаж три года, ей было предложено выбрать между проживанием в общежитии и получением стипендии. Евгения выбрала второе и стала студенткой первого курса со стипендией двадцать два рубля, пять из которых она платила за съем «угла» в смоленской квартире. После успешной сдачи первой сессии ей предоставили общежитие. Жизнь налаживалась.

Пять студенческих лет пролетели как один миг, тем более, что учеба давалась нашей героине легко. Направление на работу она получила в далекий Красноярский край.

— Отец, когда узнал, куда я еду трудиться, то ли в шутку, то ли всерьез стал меня пугать, что это север, необжитый край, — продолжает Евгения Николаевна, — но я отвечала, что если туда ходит поезд, значит, все там нормально.

Испытания характера

В Красноярском краевом отделе образования мне предложили место учителя в заочной средней школе поселка Решоты, и я, не раздумывая, согласилась. Но меня ждал очередной сюрприз. Эта школа оказалась на территории зоны с высоким забором, колючей проволокой, конвоем. На всю жизнь запомнила свои ощущения при посещении этой школы в первый раз, ведь все мои ученики – взрослые люди в возрасте от 18 до 40 лет, осужденные за различные преступления.

Одновременно с этим я стала работать и в общеобразовательной школе поселка Решоты, а также взялась вести химию в нескольких классах воинской части. Не понимаю, как я со всем этим справлялась, видимо, помогала молодость.

Проработала я так недолго, переехала в поселок Прохладный, где устроилась старшим лаборантом очистных сооружений канифоленного завода. Пришлось снова отказаться от любимой профессии, но судьба преподнесла подарок, и мне вскоре предложили работу в училище № 36 города Красноярска.

В 1968 году я была принята преподавателем химии в это училище и набрала свою первую группу студентов, где были одни девчонки.

Евгения Николаевна Котельникова с головою ушла в работу. Ей самой было все интересно, и своим подопечным она старалась привить то же.

С какой теплотой она вспоминает, как они вместе получали новую мебель для кабинета химии, обустраивали его, заказывали новые шторы, разводили цветы, участвовали в конкурсах и смотрах. Как, становясь победителями соревнований по успеваемости, они получали премии на группу и за эти деньги покупали новые покрывала, коврики, занавески в комнаты общежития. На краевом телевидении даже вышел документальный ролик под названием «Так надо жить» о быте студенток Красноярского училища №36 и их руководителе Евгении Котельниковой. Это было

прекрасное время, наполненное интересными событиями и первыми значимыми победами.

В этом учебном заведении Евгения проработала восемь с половиной лет, выпустила 142 химика-аналитика. Она прилагала все усилия, чтобы ее студентки после окончания были трудоустроены, и продолжала поддерживать со многими из них теплые отношения.

В годы работы в училище Евгения Николаевна познакомилась с будущим мужем, у них родился сын Саша. Но из-за проблем со здоровьем сына нашей героине пришлось вернуться на малую родину в поселок Кардымово.

Родное Кардымово

Здесь в 1977 году через районный отдел народного образования, который возглавляла Анна Парфеновна Павлова, она получила направление в школу, расположенную в деревне Титково и проработала учителем химии, биологии и географии семь лет, была председателем местного комитета, вела кружковую работу.

Чтобы получить благоустроенную квартиру в поселке Кардымово, где начали активно строить жилье, Евгения Николаевна Котельникова перешла трудиться в СУ-312 инженером-химиком котельной, затем — начальником очистных сооружений. Но однажды выбранная профессия учителя не переставала манить. Хотелось вновь делиться знаниями, учить добру и слышать веселые, звонкие детские голоса.

В 1983 году она возвращается к педагогической деятельности и целых пятнадцать лет работает учителем и воспитателем в Кардымовской школе-интернате для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Даже, заработав пенсию по возрасту, Евгения Николаевна продолжала трудиться и вышла на заслуженных отдых только в 2002 году, переработав целых шесть лет.

23 марта Евгения Николаевна Котельникова отмечает свое восьмидесятилетие, но и сегодня она не сидит без дела, является председателем поселковой общественной ветеранской организации. Ее энергия направлена на помощь членам этой организации в решении самых разных вопросов.

Уже много лет она активная участница художественной самодеятельности Кардымовского РДК, поет в народном хоре и ансамбле «Надежда». С удовольствием посещает мероприятия, проводимые районным музеем, библиотекой, Центром социального обслуживания, общественными организациями.

У нее хватает времени и для своих увлечений. Евгения Николаевна прекрасно вяжет спицами и крючком, с удовольствием и много читает.

Такие люди, как наша героиня, никогда не падают духом. Им по плечу преодолеть любые трудности и сохранить умение радоваться жизни и дарить улыбку.

ВРЕЗКА:

Письмо в редакцию

Уважаемые сотрудники газеты «Знамя труда» — Кардымово, мы – выпускники училища №36 города Красноярска хотим поздравить с юбилеем и выразить слова признательности замечательному педагогу Евгении Николаевне Котельниковой.

Она была для нас не только учитель, но и воспитатель, и мастер производственного обучения, и настоящий друг.

Все мы, не поступив в ранее выбранные учебные заведения, сдали документы в училище, где набирали ребят на специальность «химик-аналитик». Многие из нас думали, что «проболтаемся» в училище годик и будем снова пробовать поступать. Но, встретившись с Евгенией Николаевной, в нашей жизни все изменилось.

У нее было огромное количество энергии, откуда она только ее брала?! Столько всего полезного мы узнавали от нее каждый день, а самое главное, благодаря Евгении Николаевне наша жизнь была наполнена интересными события: экскурсиями по памятным местам; в национальный парк, где находятся знаменитые каменные столбы; походами по тайге, где мы собирали черемшу, грибы, ягоды, которые затем передавали в студенческую столовую.

Когда мы побывали впервые в оранжерее, то привезли много отростков комнатных и уличных растений. Наша Евгения Николаевна добилась, чтобы позволили при входе в училище разбить большую клумбу, куда мы и высадили часть отростков. Когда цветы на клумбе расцвели, то приезжало телевидение, чтобы рассказать всему Красноярскому краю о наших цветоводческих успехах.

Учились мы все на «четверки» и «пятерки», дисциплина тоже была на высоте. За высокие результаты мы были всегда в передовиках и даже получали материальное вознаграждение.

Нам удалось преобразить свои комнаты в общежитии и кабинет химии, которым заведовала наша любимая учительница.

Зимой тоже всегда находилось занятие — то она организует катание на санках-ледянках, то все вместе едем кататься на лыжах.

Для участия в праздничных демонстрациях придумывали одинаковую форму, рисовали эмблему, чтобы всем было понятно, что мы химики.

С удовольствием участвовали в большом хоре при городском драмтеатре, где пела Евгения Николаевна, а порою даже вела концерты, выполняя роль конферансье.

И пусть мы находимся за четыре тысячи километров от поселка Кардымово, но и спустя пятьдесят лет с теплотой и любовью вспоминаем, как мы учились у нашей доброй, строгой и очень хорошей Евгении Николаевны Котельниковой.

От всей души мы желаем ей здоровья, долголетия, мирного неба, успехов во всех делах, уважения со стороны родных и близких людей и оптимизма.