Жизнь, опаленная войной

Совсем скоро, 15 февраля, исполнится 32 года с вывода советских войск из республики Афганистан.

Афганская война длилась с 1979 по 1989 годы. В то время, когда советская страна жила мирной жизнью, ребята-афганцы выполняли воинский долг в чужой стране, порою ценою своей жизни.

За время войны потери Советской армии составили около 15 тысяч человек, 53 тысячи – получили ранения и контузии.

Каждый участник той войны имеет особый жизненный багаж, который не каждому под силу.

— В Кардымовском районе на данный момент проживают двадцать пять воинов-афганцев, — рассказал председатель Кардымовской районной общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правовых органов Мансур Мазгарович Бухарметов, — это Абраменков Виктор Викторович, деревня Вачково; Авдеев Андрей Владимирович, поселок Кардымово; Бакань Игорь Анатольевич, деревня Варваровщина; Боровков Игорь Витальевич, деревня Тверицы; Гогин Юрий Михайлович, деревня Пищулино; Грибцов Валерий Николаевич, деревня Мольково; Ермаченков Александр Васильевич, деревня Лешинки; Ермаченков Андрей Степанович, поселок Кардымово; Заець Михаил Иванович, деревня Пнево; Зайнуллин Рафаэль Хабибович, поселок Кардымово; Исаев Александр Владимирович, поселок Кардымово; Кондратенков Валерий Викторович, деревня Нетризово; Ковалев Михаил Федорович, поселок Кардымово; Лазарев Юрий Александрович, поселок Кардымово; Павликов Андрей Андреевич, деревня Кунцево; Прудников Алексей Олегович, деревня Березкино; Рыбаков Андрей Федорович, поселок Кардымово; Серков Владимир Викторович, поселок Кардымово; Такобеков Валерий Ахметович, поселок Кардымово; Тимофеев Александр Леонидович, деревня Каменка; Шевченков Сергей Витальевич, поселок Кардымово; Новиков Олег Владимирович, деревня Смогири.

Встреча воинов-афганцев, 2014 год

Вместе с Мансуром Мазгаровичем, который сам является участником войны в Афганистане, мы побывали в гостях у Юрия Михайловича Гогина и поговорили о его непосредственном участии в  тех событиях, его видении и восприятии всего происходившего и просто о том, как сложилась мирная жизнь.

Взрослели на глазах

Юрий Михайлович Гогин родился в 1962 году в селе Ачикулан Левокумского района Ставропольского края. До пятилетнего возраста жил у бабушки с дедом в городе Моздок Северной Осетии. Затем вместе с мамой переехал в Казахстан, где в те годы требовались рабочие руки, ведь в Республике полным ходом шла индустриализация, вводились в эксплуатацию новые крупные предприятия.

14 апреля 1981  года Юрий Гогин был призван в ряды советской армии и направлен проходить службу в танковый батальон 171-го полка. Курс молодого бойца проходил под Самаркандом. Оттуда самолетом вместе с другими сослуживцами был направлен в Афганистан.

— Мы узнали, что летим в Республику Афганистан ночью, непосредственно перед погрузкой в самолет, — вспоминает Юрий Михайлович. — Все происходило очень быстро: марш-бросок до аэропорта и полетели. Конечно, мы были еще совсем пацаны, неизвестность настораживала.

В Афгане климат очень отличается от средней российской полосы, довольно жарко и сухо. У многих ребят адаптация проходила довольно долго. Мне в этом плане было проще, я к жаре привычен. Серьезной ценностью являлась вода.

Первое, что запомнилось по прилету на место — это крестьянин, пашущий землю на быке, совсем как в художественном фильме «Девятая рота». По сути дела население Афганистана тогда проживало в 17 веке, и весь образ жизни этому соответствовал.

Из Кабула нас  перевезли в Баграм, а затем под Черекар, где располагался наш 171-й полк.

Жили в палатках, питались в железных модулях. Взрослели на глазах.

В своей роте я сначала был заряжающим танка, потом наводчиком, командиром танка и заканчивал службу старшиной роты.

Наш танковый экипаж был многонациональным. Через два месяца службы в Афгане мы приняли участие в первой боевой операции совместно с вооруженными силами ДРА. Нашей задачей была поддержка пехоты.

Первый бой

— Когда сталкиваешься с войной, не сразу осознаешь все происходящее. В экстренной ситуации реагируешь иначе, чем обычно, а осознание  приходит потом. Чувство страха, конечно, присутствует, ведь каждому хочется жить. Но мы считали, что исполняем свой воинский и интернациональный долг и действовали так, как должны были действовать.

Так как я служил танкистом, то своего противника в непосредственной близости, что называется, глаза в глаза, не видел. Мы поддерживали пехоту. Вели охрану дорог, мостов.

Но у нас тоже были боевые потери. Помню, как погиб солдат, который призывался со мной из одного города. Мы с ним даже жили в соседних подъездах. Я его хорошо знал.

Юрий Михайлович на какое-то время замолкает, будто раздумывает, говорить или не говорить, но потом все же добавляет:

— Когда погибшего солдата отправляли домой в Казахстан, мне предложили сопровождать, так называемый, «Груз 200». Я отказался. Не мог себе представить, как скажу его матери, что сына больше нет.

Сам Юрий Гогин получил в Афганистане ранение в руку. Когда перед операцией хирург его спросил: «Ты откуда?», то, услышав ответ: «Из Казахстана», сказал: «Тогда потерпишь» и приступил к операции без наркоза. Такое тоже бывало на той войне.

Боевая награда

Проводилась одна из совместных операций правительственных войск Афганистана и танкового батальона, где служил Юрий Гогин, по освобождению стратегических объектов от талибов. Случилось так, что в ходе операции танк, которым командовал Юрий, заглох. Все ушли далеко вперед. Сообщить о случившемся командованию было невозможно, не брала рация. Юрий принял решение оставить в машине наводчика, а остальным членам экипажа выбираться пешком. Пришлось идти по совсем незнакомой местности в постоянном ожидании столкновения с талибами и обстрела. Обошлось без человеческих жертв, танк тоже удалось спасти.

За сохранение экипажа и боевой техники Юрий Михайлович Гогин  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 ноября 1982 года был награжден медалью «За боевые заслуги».

Возвращение домой

— Когда пришло время демобилизоваться, было и радостно и грустно, — вспоминает Юрий Михайлович. — Радостно, что еду домой, увижу родных, встречусь с девушкой, которая ждала меня все два года. Грустно, что отрываюсь от своих ребят, с которыми столько всего было пережито и пройдено. Честно говоря, и верилось и не верилось, что этот этап жизни заканчивается.

— Дома после радости от встречи наступили обычные мирные будни. Какое-то время было трудно привыкнуть к тишине, она даже давила на уши. Как может быть так тихо?! Помню, что когда ел пельмени, то не получалось владеть вилкой, видимо, разучился за два года, — шутит Юрий Михайлович.

Постепенно все налаживалось. Он сделал предложение руки и сердца  своей девушке Мадине, женился. Стали строить дом. Затем, как участнику Афганской войны, ему дали квартиру. Дружная семья, хорошая работа. Что еще надо?!

 Но в Казахстане становилось неспокойно. Некоторые начали уезжать, но семья Гогиных тогда еще не ощущала необходимости в этом. А когда ощутила, то было уже поздно. И все же главной причиной отъезда стало не отсутствие работы, а отсутствие перспектив для детей.  Дом, правда, удалось как-то продать. А квартиру пришлось бросить. Вначале думали вернуться в Моздок, но там шла война. Друзья предложили переехать на Смоленщину.      Так супруги Гогины оказались в Кардымовском районе.

Кардымово стало родным

— Приехав в деревню Пищулино в 2000 году, мы с женой довольно быстро устроились на работу в Кардымовскую школу-интернат, — продолжает Юрий Михайлович, — Мадина пошла работать воспитателем, я стал отвечать за водоснабжение и отопление.

Особых трудностей не испытали, хотя вначале чувствовалась нехватка друзей. Но время все ставит на свои места. Мы не жалеем, что переехали в Кардымово. За эти годы оно стало родным.

Главные жизненные ценности

— Я живу по тем принципам, которые мне передали родители, и этому же учу своих детей и внуков: любить отца и мать, уважать старших, не врать, держать данное слово. В людях уважаю честность, откровенность и умение держать слово. Ценю семью и родных.

Юрий Михайлович признался, что сбылась его мечта. Ему всегда хотелось иметь дочку, но родились двое сыновей. Зато теперь у него две внучки Карина и Камила. И это настоящее счастье.