Под председательством Губернатора Алексея Островского состоялось заседание Совета по экономике и инвестициям, в работе которого приняли участие заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Цыганов, руководитель территориального управления ФАС Владимир Фомин, Главный федеральный инспектор по Смоленской области Юрий Стрелецкий, представители органов исполнительной и законодательной власти, промышленных предприятий и общественных организаций.
Среди вопросов, включенных в повестку заседания, – разработка «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции на территории Смоленской области, а также практическое применение антимонопольного законодательства в регионе.
Предваряя обсуждение, Губернатор особо подчеркнул, что содействие развитию конкуренции относится к числу приоритетных направлений в работе органов власти всех уровней.
Алексей Островский: Напомню, что основными целями государственной политики в данной сфере определены повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, улучшения их качества и снижения цен, стабильный рост и развитие многоукладной экономики, а также повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.
На заседании Государственного совета Российской Федерации по вопросам развития конкуренции, состоявшемся в апреле прошлого года, Президент нашей страны Владимир Владимирович Путин особо отметил, что справедливая и честная конкуренция является базовым условием для экономического и технологического развития, залогом обновления страны и ее динамичного движения вперед во всех сферах жизни. Хочу подчеркнуть, что развитие конкуренции – это магистральное направление в достижении целей, обозначенных в Послании главы государства, без которого ни одна из поставленных задач стратегического развития России не может быть достигнута. Со всей ответственностью могу заявить – активное содействие развитию конкуренции является приоритетным направлением работы Администрации региона.
В целях создания благоприятных условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в Смоленской области, начиная с 2015 года, реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие конкуренции. У нас успешно внедрен Стандарт развития конкуренции. Мероприятия по созданию условий для развития конкуренции реализуются не только на уровне субъекта, но и в каждом муниципальном образовании. <…>
И самое важное – в начале октября мною была подписана «дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2019-2022 годы, разработанная с учетом изменений федерального Стандарта развития конкуренции. Она включает мероприятия, направленные на содействие развитию конкуренции на 33-х товарных рынках области, а также системные мероприятия, способствующие развитию конкурентной среды в регионе.
С удовлетворением констатирую, что реализуемые Администрацией области мероприятия за последние 4 года позволили создать в регионе условия для здоровой и добросовестной конкуренции. Смоленская область занимает ведущие позиции в Рейтинге глав субъектов по уровню содействия развитию конкуренции, входя в двадцатку регионов-лидеров на протяжении нескольких последних лет.
Далее заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов выступил с докладом о целях и задачах государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации и субъектах РФ.
Андрей Цыганов: Напомню, в июне прошлого года мы подписали Соглашение о взаимодействии между Федеральной антимонопольной службой и Администрацией Смоленской области, определяющее формы нашего взаимодействия для достижения тех целей и задач, которые поставил перед нами Президент России Владимир Владимирович Путин.
Смоленская область достаточно уверенно движется вперед. Регион входит в двадцатку лучших в Рейтинге развития конкуренции [рейтинг регионов по уровню содействия развитию конкуренции], а также в первую двадцатку субъектов-лидеров по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в 2018 году. И это очень хорошие показатели, потому что задача развития конкуренции состоит в том, чтобы сделать экономику регионов более привлекательной для ведения бизнеса.
Что касается реализации Национального плана развития конкуренции, то в прошлом году в Смоленской области более чем на 50% снизилось количество нарушений антимонопольного законодательства. Я думаю, что определенную роль в этом сыграло и внедрение процедур антимонопольного комплаенса [внутренняя система по устранению рисков негативных последствий, связанных с антимонопольными нарушениями] органов государственной власти.
Это очень хороший показатель на уровне Российской Федерации, в целом. Кроме того, доля закупок субъектами МСП увеличилась в регионе на 4% и составляет 30%. Отмечу, что в Смоленской области это направление развивается лучше, чем в большинстве других субъектов РФ – средний показатель по стране меньше. <…> В общем, положительная динамика есть, и существуют все заделы для достижения тех результатов, которые перед нами поставил Президент.
В свою очередь, начальник Департамента экономического развития Алексей Титов доложил о плане мероприятий по содействию развитию конкуренции в регионе.
Алексей Титов: В апреле 2019 года Распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден обновленный Стандарт развития конкуренции, в соответствии с которым у нас началась работа по актуализации региональной и муниципальных «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции в Смоленской области на 2019-2022 годы. Для завершения данной работы нам требуется внести изменения в утвержденную «дорожную карту» с учетом предложений, поступивших от ФАС.
Следует отметить, что в рамках внедрения Стандарта продолжается активное взаимодействие между Администрацией области и муниципалитетами. Актуализированные «дорожные карты» по содействию развитию конкуренции разработаны и утверждены во всех муниципальных образованиях.
Итогом реализации проконкурентной политики через национальные проекты должно стать внедрение конкурентных механизмов привлечения хозяйствующих субъектов к выполнению нацпроектов, привлечение ФАС к участию в определении комплекса мероприятий национальных проектов, обеспечение интеграции каждого национального проекта и Национального плана развития конкуренции, надзор за применением конкурентных подходов при реализации национальных проектов на региональном уровне.
В продолжение обсуждения руководитель регионального управления ФАС Владимир Фомин проинформировал участников заседания о практике применения антимонопольного законодательства в Смоленской области.
Владимир Фомин: Нашего пристального внимания требуют такие вопросы, как закупки у единственного поставщика и пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам. При этом отмечу, что, в целом, за последние несколько лет в Смоленской области количество нарушений антимонопольного законодательства снизилось на 70% как со стороны хозяйствующих субъектов, так и органов власти.