В России расширяется применение формата электронного голосования

В этом году в 24 регионах будет применяться федеральная система дистанционного электронного голосования (ДЭГ). В 6 регионах эта процедура себя уже зарекомендовала, а для 18 регионов это будет первый случай применения этого формата голосования.

Практика использования ДЭГ распространяется с каждым годом и уже в скором времени станет повсеместной и привычной для всех областей, краев и республик России. Электронное голосование отвечает требованиям избирателей к технологичности избирательного процесса и обеспечивает новый уровень доступности участия в голосовании. В связи с внедрением электронного формата изменяются и требования к наблюдателям на выборах. Национальный общественный мониторинг (НОМ) объявил о подготовке «золотого стандарта» наблюдения за ДЭГ для обучения и работы общественных наблюдателей. Готов ли ваш регион к использованию формата электронного голосования? Какие заблуждения насчет ДЭГ необходимо преодолеть в массовом сознании? Повысит ли, на ваш взгляд, электронный формат интерес к выборам? Какие новые требования к наблюдателям на выборах должны появиться в связи с расширением применения ДЭГ?


Новиков Дмитрий Владимирович

Координатор проектов в Центре Управления Регионом

В век цифрового пространства внедрение дистанционного электронного голосования ожидаемо и, пожалуй, необходимо. О готовности жителей региона к такому формату говорить пока рано, но от повсеместной цифровизации нам не уйти. Также необходимо уделить больше внимания вопросам конфиденциальности и наблюдения за процессом такого рода. В том или ином случае, ДЭГ позволяет отдать свой голос буквально из дома, что упрощает избирательный процесс для многих категорий граждан. Главное, чтобы внедрение проходило постепенно. Тогда новый для жителей формат безболезненно станет обыденным.

Цыганов Егор Евгеньевич

Помощник Сенатора Российской Федерации Н.Г. Куликовских, Руководитель регионального штаба Смоленского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Молодая Гвардия Единой России»

Считаю данную систему голосования полностью оправданной. Благодаря дистанционному голосованию, люди, имеющие сверх занятость и плотный график работы смогут оказывать свое волеизъявление не отрываясь от рабочего процесса. Конечно, о полном переходе на систему ДЭГ говорить еще рано, в связи с тем, что еще остаётся достаточно большой процент электората, который привержен традиционной для них форме голосования, но современные условия, диктуют современные решения, поэтому в век цифровизации переход к новым способам и формам волеизъявления граждан считаю вполне оправданным.

Понажев Юрий Олегович

Юрист

Дистанционное электронное голосование как новая форма голосования начала применяться в России в 2019 году в порядке эксперимента на выборах в Московскую городскую Думу. В 2020 году на голосовании по поправкам в Конституцию РФ электронное голосование получило более широкое распространение, к настоящему времени число регионов, использующих ДЭГ, существенно возросло. Параллельно существуют две платформы для проведения ДЭГ — московская и федеральная. Большинство политических партий поддерживают использование ДЭГ, однако КПРФ традиционно более скептически смотрит на применение ДЭГ, указывая на возможные проблемы в связи с соблюдением тайны голосования и контроля подсчёта голосов, а также возможного внешнего вмешательства в работу системы. В связи с этим возникает вопрос о том, следует ли использовать ДЭГ только в случае консенсуса среди всех основных политических сил (парламентских партий) относительно допустимости его использования или продолжать внедрение ДЭГ с упором на упрочение надёжности работы системы и разъяснения порядка её функционирования. В любом случае, в связи с использованием ДЭГ в настоящее время возникает необходимость обучения наблюдателей по проведению контроля за соблюдением этого нового формата голосования. Думается, что организаторы выборов должны подробно разъяснить общественности и наблюдателем процедуру шифрования и дешифровки голосов, порядок получения доступа к расшифровке базы голосов по итогам голосования, а также указать, какие меры предпринимаются для безопасности системы голосования. Наблюдатели должны иметь возможность в реальном времени видеть процесс подачи голосов (в обезличенном виде), а итоги должны подводиться оперативно после закрытия избирательных участков. В Смоленской области в настоящее время ДЭГ не введено, на предстоящих выборах губернатора и Смоленской областной Думы, голосование будет проходить в традиционном, привычном для избирателей формате. Это означает, что избиратели не смогут воспользоваться дополнительным способом удалённого электронного голосования. Однако оппозиция в лице КПРФ, выступающая против электронного голосования, может рассмотреть сохранение традиционного голосования на данных выборах как фактор повышения доверия к результатам выборов. Это особенно важно с учётом того, что предстоят одновременные выборы высшего должностного лица региона и регионального парламента, а врио губернатора В.Н. Анохин только в марте 2023 г. получил назначение на эту должность. Как отмечала глава ЦИК РФ Э.А. Памфилова, ЦИК одобряет не все заявки на проведение ДЭГ со стороны субъектов, а те, в отношении которых ЦИК РФ полностью уверен. Для этого учитывается ряд факторов, включая готовность инфраструктуры, достаточное число учётных записей на Госуслугах, возможность для значительного числа избирателей воспользоваться новой системой, в том числе на селе и в отдалённых местностях. В любом случае, самое главное — чтобы в предстоящих выборах приняло возможность максимальное число избирателей, а для повышения доверия к результатам необходимо подготовить значительное число наблюдателей, понимающих в том числе принципы работы ДЭГ и порядок наблюдения за этой формой голосования. Неплохо было бы максимально расширить число КОИБов на традиционных избирательных участках для обеспечения прозрачности голосования с возможностью ручного пересчёта голосов. Такой двойной контроль был бы максимально эффективен. Новые технологии, включающие введение цифровых избирательных участков, могли бы дать возможность проголосовать на избирательном участке тем избирателям, которые находятся за пределами своего региона или муниципалитета, но хотят проголосовать на местных выборах из-за пределов своего региона. Новые возможности по сбору подписей через Госуслуги могут упростить работу кандидатам в депутаты, нужно расширять указанную практику. Введение электронных реестров избирателей могло бы помочь избирателям проконтролировать, был ли использован его голос в случае его отсутствия на выборах, что помогло бы предотвратить необоснованные обвинения о «мёртвых душах» на выборах. Использование видеонаблюдения (в том числе в центрах, где за камерами следят общественные наблюдатели) должно также повысить доверие к выборам. В целом необходимо сочетать внедрение современных технологичных форм работы на выборах с диалогом между основными политическими силами для повышения доверия к избирательному процессу. Следует серьёзно рассмотреть предложения парламентских партий по упрощению прохождения муниципального фильтра на выборах глав субъектов, а также расширить возможности исправления незначительных технических ошибок кандидатами в органы власти после подачи документов. Определение числа дней голосования отдано на уровень регионов, что может рассматриваться в качестве определённого компромисса между сторонниками и противниками многодневного голосования. В целом, повышение доверия граждан к выборам увеличит явку на выборах и повысит легитимность вновь избранных органов власти.