Кардымовская земля богата своей историей. Здесь существовали первые поселения (неолитические стоянки) еще в IIIвеке до нашей эры, а в начале Iвека нашей эры – городища. Интересна и история церквей во многом связанная с развитием данной территории.
Церковь в деревне Тюшино
Церковь во имя Пресвятой Троицы в деревне Тюшино былапостроена и освящена 27 января 1676 года при Патриархе Никоне и при Преосвященном Митрополите Варсанофии Смоленском Дорогобужском.
Возведена на средства местного помещика, владельца спиртового завода А. Гаугера. Ктитор этой церкви (лицо, выделившее средства) Смоленский шляхтич Петр Навашинский.
Построена старинным мастером на высоком, ровном и красивом месте. Была она деревянная, брусованная, по виду походила на амбар.
Колокольня располагалась против западных дверей на 4-х столпах, на ней три колокола, покрыто гонтом.
Вокруг церкви имелась деревянная ограда.
В 1774 году церковный причт ( состав священно и церковнослужителей) села Тюшино состоял из 1 священника и 2 причетников. В приходе числилось 144 двора.
Село Тюшино входило в состав Смоленского уезда, по штату относилось к 5 классу.
Новая церковь этого села была построена в 1863году. До 1871 года существовала и старая, деревянная.
Местные старожилы деревни Тюшино рассказывали, что незадолго до окончания Великой Отечественной войны церковь была закрыта. Окончательное ее уничтожение произошло в конце 1950-х – начале
1960-х годов по указанию руководства из Смоленска. Церковь разобрали. Было уничтожено и кладбище, находившееся вокруг храма.
В настоящее время на месте той церкви размещается сельская столовая. До настоящего времени сохранился дом А. Гаугера , в котором расположена Тюшинская средняя школа. Флигель для прислуги находится в полуразрушенном состоянии.
Церковь в деревне Трисвятье
Церковь во имя трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста в селе Трисвятье была устроена в 1700 году Смоленскими шляхтичами Иваном Петровым сыном Храповицким и Дмитрием Кузьминым- сыном Мостыкиным. Известно, что церковь была деревянная и не имела ни колокольни, ни ограды.
Само село Трисвятье было причислено к Духовщинскому уезду; по штату в ней прибывали: священник, дьякон и два причетника.
Упомянутая в летописи, в 1871году деревянная церковь уже не существовала, был возведен современный каменный двухпрестольный храм во имя Сошествия Святого Духа и Богоявления Господня. Построен он в 1825году майором В.А. Храповицким с помощью других прихожан этого села.
К этому приходу относился поселок Каменка (ныне это территориально часть поселка Кардымово), своей церкви здесь не было.
В настоящий момент от церкви ничего не сохранилось. Местные жители рассказывали, что церковь была такая же, как в Смогирях, но в отличие от той была отштукатуренная.
Церковь в деревне Пнёво
Село Пнёво относилось к 5 классу и входило в Духовщинский уезд. В 1707 году здесь приходскими людьми построена деревянная церковь во имя святой Великомученицы Параскевы нареченной Пятницы и освящена при бывшем митрополите Сильвестре Смоленском и Дорогобужском.
Церковь сначала была деревянная, из круглого бревна, стояла на высоком, ровном и красивом месте в двух верстах от реки Днепр. В приходе числилось 200 дворов.
В 1774году церковный причт состоял из 2 священников, 1 дьякона и 4 причетников. В приходе числилось 200 дворов.
К началу 19-го века церковь уже обветшала: имелись сквозные дыры, паперть была разрушена, обвалилось крыльцо, церковная ограда практически отсутствовала. Деревянная колокольня обрушилась.
В 1823 году в Пнево была устроена новая церковь из перевезенной из села Никитье Ельнинского уезда.
К настоящему моменту в деревне Пнёво церкви не существует, она, как и многие другие, была полностью разрушена.
Церковь в Цурьково
В селе Цуриково (сейчас — деревня Цурьково) имелась церковь во имя Успения пресвятой Богородицы с приделом Рождества Святого Иоанна Предтечи. Она была деревянная, старинного строения из крепкого леса, имела один иконостас. Была освящена в октябре 1707 года при Преосвященном Митрополите Сильвестре Смоленском и Дорогобужском. Устроена церковь была шляхтом Гавриилом Станкевичем.
В1764 году церковь была весьма ветхой, во многих местах у нее обвалился потолок, паперть тоже была практически разрушена.
В 1774 году церковный причт села состоял из 2-х священников, 1-го дьякона, 3-х дьячков и 3-х пономарей. В приходе насчитывалось 74 двора.
В 1812 году деревянную церковь сожгли французы. По близости от неё была построена каменная из двух апартаментов: нижняя во имя Рождества Святого Иоанна Предтечи, верхняя — во имя Успения Пресвятой Богородицы. Начинал строить церковь генерал Андрей Самуилович Станкевич, закончил — его зять, князь Николай Владимирович Долгорукий. Колокольня на 4-х столпах покрыта гонтом. Церковь стояла, на красивом месте недалеко от реки Хмость на высокой горе.
На момент обследования в 1871 году церковь была действующей. Село Цурьково принадлежало Смоленскому уезду, по штату относилось к 6-му классу.
В послевоенное время церковь окончательно уничтожили (приблизительно в 1964 году), а место, на котором она находилась, сровняли с землёй. Впоследствии на этой территории размещались колхозные поля. Сейчас церковь не существует, и даже руин от былого здания не сохранилось. Существует лишь кладбище, которое размещалось при данной церкви. На нем и в настоящее время проводятся захоронения.
Сохранились фото, сделанные 1 октября 1941 года немецкими солдатами во время оккупации Смоленщины.
Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Приселье
В селе Приселье в 1734 году смоленским шляхтом ротмистром Андреем Сергеевичем Энгельгардтом была построена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.
Стояла она над рекою, колокольни при церкви не имелось. Была обнесена деревянной оградой.
На месте деревянной церкви в 1787 году усердиями Платона Ивановича Энгельгардта был возведен каменный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя Казанской Божией материи Святых Мучеников Платона и Татианы.
Село Приселье относилось к Духовщинскому уезду, а по штатубыло отнесено к 5 классу.
В настоящее время в деревни Приселье от бывшей церкви не осталось никаких следов.
Церковь в деревне Спас
В деревне Спас существовала деревянная брусованная церковь. Устроена и освящена она была 19 июня 1748 года стараниями Преосвященного Гедеона, Епископа Смоленского и Дорогобужского. Ее построили вместо сгоревшей церкви Преображения Господня.
Стояла церковь на каменном фундаменте. Колокольня храма была деревянная брусованная, на ней 5 колоколов. Вокруг церкви имелась деревянная ограда из круглого бревна, внутри был разбит сад.
В 1774 году церковный причт села Спасское состоял из 2 священников, 1 дьякона, 2 дьячков и 2 пономарей. В приходе числилось 540 дворов.
Каменный храм этого села возведен в 1839 году усердием священно и церковнослужителей и прихожан.
В 1871году село называлось Спасо-Тверделицы, находилось оно в Смоленском уезде, по штату отнесено было к 3-му классу.
К нашему времени от храма практически ничего не сохранилось. Место, на котором ранее находилась церковь, можно узнать лишь по старому камню, который, по предположению местных жителей, является частью фундамента церкви.
Церковь в селе Бережняны
В селе Бережняны в 1751году была возведена каменная церковь во имя Живоначальной Троицы и каменный придел во имя святого Первомученика Архидиакона Стефана.
Церковь построена на средства отставного полковника, князя Стефана Андреевича Друцкого-Соколинского.
Размещалась она над рекою Бережнянкою. Село Бережняны относилось тогда к Смоленскому уезду, по штату к 5-му классу.
Село Бережняны, а также Жиглово, Гольцово и 14 других деревень принадлежали князьям Константину и Стефану Друцким-Соколинским. Эти князья относились к русско-литовскому княжескому роду. Своё название — Друцкие, род берёт от названия местечка Друцк. Их родоначальник князь Семен Федорович принял фамилию от местечка Сокольни в Витебской земле, которой владел совместно с братом Федором Федоровичем.
Из князей Друцких-Соколинских первой ветви известен Ежи (Юрий, в православии Афанасий) Ярославович, землевладелец Смоленского воеводства. Он в 1654 году оборонял Смоленск от русской армии, затем вместе с большинством шляхты, сдав крепость царю Алексею Михайловичу, поступил на русскую службу и принял православие. От него происходит старинная линия князей в России, служивших в 17-18 веках преимущественно в полку смоленской шляхты.
В 1774 году церковь в Бережнянах, а также Трисвятье, Приселье относились к Бережнянскому стану и находились в ведении Поречского духовного правления. Ведомость с описанием церквей Бережнянского стана подписал протоирей Павел Можайский.
В селе Бережняны родился и провел детские годы видный ученый, первый химик-радиолог Василий Андреевич Бородовский (1873-1914гг). Его отец был священником Бережнянской церкви.
Церковь была полностью разрушена и в современное время не существует.