22 июня — памятная и скорбная дата для всех жителей нашей страны. В этом году мы отметили 80-летие начала Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
Этот день стал началом трагедии для многих народов. Сердце и сегодня замирает от горечи скорби: сколько их, навсегда оставшихся в аду, так и не узнавших, чем закончилась война.
Кардымовский район был оккупирован 30 июля 1941 года и освобожден 23 сентября 1943 года. Целых 784 дня население находилось под гнетом врага.
До прихода фашистов в районе действовал 141 колхоз, 2 совхоза, завод сгущенного молока, 2 детских дома, 53 школы, 11 учреждений здравоохранения, более 20 предприятий местной промышленности, 21 учреждение культуры.
На полях работало около 70 тракторов, комбайнов и другой сельскохозяйственной техники, количество их с каждым годом увеличивалось.
На колхозных фермах и в личном хозяйстве имелось более шести тысяч лошадей, более двенадцати тысяч овец, около тринадцати тысяч свиней, свыше тридцати тысяч домашней птицы.
Оккупировав район, немцы приступили к грабежам и уничтожению материальных ценностей, начали вводить «новый порядок», в совхозе «Мольково» разместили гестапо, в подчинении которого имелись карательные отряды, располагавшиеся во многих деревнях.
В Мольковском тюремном застенке были замучены и казнены более сотни советских граждан. И сегодня старые деревья деревенского парка помнят те страшные события.
Более ста мирных жителей цыганского колхоза «Свобода», в основном это женщины, старики дети, были умерщвлены в машинах-душегубках только потому, что в их жилах текла цыганская кровь.
Двадцать шесть жителей деревни Попово были расстреляны фашистами в Ключевском овраге. Удалось уцелеть только трем детям, которых, после того как они упали в овраг, забросало мертвыми телами. До самой ночи им пришлось лежать под трупами родных и близких людей. Под покровом темноты они выбрались из оврага и рассказали о случившемся.
Невыносимым издевательствам была подвергнута председатель Рыжковского сельского совета Ковалева. После пыток огнем ее повесили на глазах детей.
На территории Коровинского сельского совета в деревне Ковали немцы расстреляли 96-летнюю колхозницу Самородскую. А в деревне Новоселье устроили показательные издевательства. Они согнали мужчин, заставили их раздеться догола и стать босыми ногами на заостренные колья. Трое суток холодной осенью они стояли без пищи и воды с поднятыми руками. Мучились и умирали.
120 мирных граждан были расстреляны в упор в деревне Михайловка.
36 советских граждан не вынесли пыток фашистов и погибли в сарае между деревнями Челновая и Дубки. Среди замученных Павел Юдин, Николай Самородский, Григорий Клецов, Илья Киселев, Иван Чугунов.
В деревне Каменка в доме Гурьевых пьяные немцы пытались изнасиловать 16-летнюю девушку, но ей удалось вырваться и убежать. Тогда фашисты сожгли дом Гурьевых.
Всего же немцы уничтожили и сожгли на территории Кардымовского района 57 деревень, в 23 из них не уцелело ни одного дома.
В деревне Лопино вместе со Спасской школой фашисты заживо сожгли детей, женщин, стариков.
В деревне Шутовка, которую немцы уничтожили 4 марта 1942 года, уцелела только колхозная общественная баня, которую чудом удалось потушить после ухода немцев из деревни.
Известно, что в Кардымовском районе за время оккупации немцы расстреляли, повесили, замучили 533 мирных жителей, угнали в рабство — еще 636 человек. Разве можно об этом забыть?!
С первых дней войны кардымовская земля отправила на фронт для защиты Родины от немецко-фашистских захватчиков более 15 тысяч солдат и офицеров, начиная с призывов 1939, 1940 и 1941 годов. Именно им пришлось сражаться с врагом с первых дней войны.
На братских могилах и памятниках односельчанам увековечены их имена, для того, чтобы последующие поколения тоже знали и помнили.
Нет семьи, которую бы обошла война. У кого-то она отняла сына, у кого-то брата, мужа, сестру, дедушку…Они могли бы жить, но они погибли. Они защитили нас ценою своей жизни. И мы живем. Плачем, смеемся, дышим…
Они убиты, но не забыты! Они живут в нас, в нашей памяти, в нашем сердце. Музеи, семейные архивы, воспоминания тех лет, мероприятия в их честь помогают не допустить процесса забвения.