СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ВИКТОР ЛЕВШАКОВ

СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ВИКТОР ЛЕВШАКОВ Кардымовском районе немало уважаемых, заслуженных людей, которые своей активной жизненной позицией, ответственным трудом и личными моральными качествами стали примером для многих своих соотечественников. Именно таким человеком является Виктор Васильевич Левшаков – ветеран педагогического труда.

30 лет он стоял у руля Кардымовской школы-интерната, их судьбы неразрывно связаны, и даже юбилейные дни рождения детского дома и его директора, как оказалось, совпадают. Поэтому и отмечали их в один день – 7 ноября.

В этом году Виктор Васильевич отмечает свой 85-летний юбилей, история же Кардымовской школы-интерната завершается её столетием. Незадолго до этих двух знаменательных событий мы встретились с В.В. Левшаковым на территории уже бывшей школы-интерната и попросили рассказать его о своей жизни.

В.В. Левшаков: «Родина моя – Смоленщина. Родился я 7 ноября 1935 года в деревне Залесово Кардымовского района. В семье у нас было четверо детей. В 40-м году мы переехали в Кардымово, и с тех пор я постоянно живу и работаю здесь».

Воспоминания детства

Об оккупации и освобождении Кардымовского района Виктор Васильевич сохранил в памяти отдельные фрагменты.

В.В. Левшаков: «Война застала меня в Кардымове. Помню, перед тем как наступали фашисты, мы прятались в деревне Семёновское, это недалеко от Кардымово. Всё время оккупации мы жили то в Кардымово, то в деревне Залесово, то у моей тёти в деревне Конец.

Помню, как наступали фашисты. Это было вечером. Стемнело. Немцы шли по Старой Смоленской дороге. Рукава закатаны, на груди автоматы…

Помню, как отступали наши, и какая паника была среди отступающих.

Ночью разгорелся бой. Наши вели огонь из кузницы. Мы же в это время прятались в землянке, которая была вырыта на краю деревни… Домой в Кардымово мы вернулись лишь через несколько дней.

В памяти сохранилось, как, например, немцы приходили и располагались у нас ночевать, прямо на полу расстилали палатки и ложились. Был такой момент, когда немцы приехали с концертом, а жили они в бараках, которые были построены на территории, где сейчас располагается наша районная больница. Нам, детям, страшно хотелось попасть на этот концерт. Мы пробирались у немцев между ногами. Помню, ползёшь так, а тебя сверху локтём, локтём…

Хорошо помню сентябрь 1943 года, дождливый, промозглый. Мне тогда было семь лет. Я гостил у своей тёти в деревне Конец. Перед наступлением наших войск через деревню по Старой Смоленской дороге всю ночь шли машины, тягачи – гитлеровцы отступали. Было очень страшно, когда они взорвали мост: во все стороны летели шпалы и рельсы. Хорошо, что жителей заранее предупредили, так мы успели спрятаться. А 22 сентября, как только начало светать, нас разбудила тётя, чтобы показать всадников, появившихся на холме. Потом выяснилось, что это были первые разведчики. Позже появилась уже и пехота.

Во всех домах к тому времени были готовы завтраки: сварили картошку, достали молоко или сметану. Мы с братьями пошли к бабушке, она тоже жила в этой деревне. У неё в коридоре уже завтракали наши солдаты. А мы знали, что сейчас такие гости в каждом деревенском доме.

После обеда подоспели и оставшиеся войска. Запряженные лошади тянули пушки, там, где было трудно, им помогали солдаты. Скоро я вернулся в Кардымово. Вся наша улица была сожжена, уцелели только три дома. Нетронутыми остались также здание больницы, аптеки и дом, где размещалась немецкая комендатура».

Школьные годы

После войны Витя Левшаков четыре года учился в Кривцовской начальной школе, а в пятый класс пошёл уже в Кардымовскую среднюю школу.

Послевоенное время было тяжёлым для всех. Виктор Васильевич вспоминает, как ходил в школу в пиджачке, верхней одежды не было. А в школе в морозы было так холодно, что даже чернила в массивных чернильницах-непроливайках замерзали.

Постепенно сложился круг интересов. Занимался спортом, был редактором школьной стенгазеты, которая называлась «Оса», а руководила ею Маргарита Сергеевна Кузнецова. О ней Виктор Васильевич говорит с особой теплотой.

В.В. Левшаков: «Это была замечательная учительница русского языка и литературы.

Однажды к нам в область приехали с проверкой из министерства образования. И вот после посещения уроков в Кардымовской школе, подводя итоги проверки, начальник учебно-программного отдела сказал: «Я проехал по стране, много видел школ, но такого урока, как провела Маргарита Сергеевна Кузнецова, я не видел!». А её уроки, действительно, были замечательными, она была учитель от Бога. Она знала наизусть практически все произведения Пушкина, вообще была человеком эрудированным и многогранной личностью. Вела воспитательную работу со школьниками, и комсомольскую работу она курировала, и стенгазету».

В школьные годы главным увлечением Виктора был спорт, особенно в старших классах, несмотря на то, что никаких дополнительных спортивных занятий в школе не было, как и спортивных снарядов.

В.В. Левшаков: «Учителем физкультуры у нас была женщина, она как-то не проводила дополнительных тренировок, мы сами занимались на стадионе, играли в футбол, бегали.

Получилось так, что, когда проходили какие-то соревнования, районные и даже областные, я участвовал в них и даже за взрослых. Бегал, толкал ядро, метал диск. Однажды, это было уже в десятом классе, приехали мы на соревнования по бегу, и у меня не оказалось кроссовок, а нужно было бежать полтора километра. И я побежал босиком. В результате прибежал третьим или четвёртым, но пальцы на ногах стёр до крови…».

Взрослая жизнь

После окончания школы Левшаков уехал поступать в Московский институт физкультуры имени Сталина. Его дедушка и бабушка жили в Москве и были рады приезду внука. Начались экзамены. Диктант Виктор написал на пятёрку, а вот на экзамене по гимнастике потребовалось выполнять упражнения со снарядами, которых в школе не было, и к большому его огорчению парню поставили тройку…  И хотя средний балл позволил пройти отбор, в приёмной комиссии Виктору ясно дали понять, чтобы на койку в общежитии он не рассчитывал, да и стипендия была под вопросом.  

В.В. Левшаков: «Несмотря на это, я бы, скорее всего, остался в Москве, тем более, что дедушка и бабушка готовы были мне помогать. Но приехали друзья-москвичи и позвали меня с собой поступать в Смоленский институт физкультуры, я и согласился. Вернулся домой и вместо того, чтобы сразу ехать подавать документы, ещё пару дней прогулял с молодёжью. А когда приехал в институт, оказалось, что опоздал, набор студентов был закончен.

Тогда я отправился в военкомат и заявил, что хочу в армию, и в первых числах ноября меня призвали на службу».

В армейскую жизнь Левшаков влился быстро, не последнюю роль сыграла отличная физическая подготовка молодого солдата, и его стремление во всём добиваться лучших результатов. Во время службы в армии Виктор стал отличником учебной боевой подготовки, был дважды награждён знаками «Отличник авиации».

В.В. Левшаков: «В 1957 году был на Всесоюзном совещании отличников учебной боевой подготовки. Получил именные часы «Победа» от самого Жукова. Только сберечь подарок не сумел. Возвращался к месту службы на поезде, а служил я на Дальнем Востоке, ехать пришлось долго. И вот по дороге часы у меня и пропали. Может кто-то «одолжил», может сам потерял, не знаю. В общем, до дома я их не довёз».

Вскоре вышло постановление о том, что отличники учебной боевой подготовки, которые служат последний год и имеют соответствующее образование, могут подать рапорт командирам с просьбой отправить их на обучение в высшее учебное заведение. Левшаков на тот момент служил инструктором в ШМАС – школе младших авиационных специалистов (Аккредитованное военное учебное заведение, организованное в виде учебных полков для солдат и сержантов).

В.В. Левшаков: «Я написал рапорт, что хочу поступить в Смоленский институт физкультуры, и скоро был отправлен домой.

В институте я учился хорошо. В первый год, правда, нахватал четвёрок, но потом учился на «отлично». Получал повышенную стипендию, был председателем общежития, членом бытовой комиссии студенчества города Смоленска».   

После института Виктор вернулся домой, стал преподавать в Кардымовской средней школе. И уже в первый год повёз лыжников на областные соревнования, где команда заняла первое место. С тех пор кардымовские лыжники всегда держали первое место, все десять лет, пока Левшаков работал в школе.

В сентябре 1971 года Виктору Васильевичу предложили сразу две новые должности: директор Кардымовской школы-интерната и должность в райкоме партии. Левшаков выбрал школу-интернат.

Уже в мае на День пионерии лично подготовил ребят (а это около 150 человек!) к пионерскому слёту. Дружина школы-интерната стала лучшей правофланговой дружиной в Ярцевском районе (Кардымово тогда входило в состав Ярцевского района), а после – в Кардымовском.

В число лучших Кардымовская школа-интернат вошла и по многим другим направлениям: в спортивных соревнованиях, в соревнованиях производственных бригад, в первенствах педагогических коллективов и др.

В.В. Левшаков: «В тройке лучших школ-интернатов Смоленщины были Сафоновский, Кардымовский и, собственно, Смоленский. Так что борьба за звание лучшего из лучших велась, главным образом, среди наших трёх школ-интернатов, и первенство постоянно переходило от одного к другому. Была такая здоровая конкуренция».

Кроме соревнований и смотров была в школе-интернате и повседневная жизнь, которая требовала большой самоотдачи, сплочённости и физических сил.
В.В. Левшаков: «Часто бывало тяжело, приходилось многое делать самим и вручную. Например, сами разгружали вагоны с углем (около 12 вагонов в год!), которым топилась наша котельная, никаких отбойных молотков у нас не было. Звали на помощь местных мужиков. Вообще, надо сказать, мы жили как одна семья и не делили работу и проблемы на «своё» и «чужое». И если случались какие-то поломки, то в любое время суток мы сообща шли и устраняли их.

Кроме того, мы держали большое подсобное хозяйство. У нас было несколько десятков голов крупного рогатого скота, лошади, одно время были ослики, кролики. Для всех надо было заготовить корма. Бывало, мы человек 20-25 косцов выходили на заготовку сена. Привлекались к работе и воспитанники-старшеклассники, они занимались в основном сушкой сена.

Со своей продукцией мы участвовали в сельскохозяйственных выставках в Смоленске и даже на ВДНХ в Москве».

Но главное, чем Виктор Васильевич вошёл в историю Кардымовского детского дома, – это строительство. Построили жилье для педагогов, здание дошкольного отделения, баню, новую котельную, проложили асфальтированную дорогу, провели газ, отремонтировали электросети.
Школа-интернат в судьбе Левшакова стала важной вехой, как и он сам в судьбе школы-интерната.

Когда стало понятно, что память о Кардымовском детском доме с его большой и славной историей обязательно нужно сохранить, Виктор Васильевич в 1992 году создал в школе музей. Среди многочисленных экспонатов — документы, фотографии, письма, личные вещи, награды, грамоты, свидетельствующие о достижениях, общих и личных, воспитанников и педагогов детского дома. Особое место в музее было отведено экспозиции, посвящённой первому директору детского дома М.Р. Малявко, талантливому организатору и педагогу.

Трепетно относясь к своему детищу, Левшаков сам стал бессменным директором, экскурсоводом и хранителем музея.

Недавно Виктор Васильевич передал большую часть экспонатов в районный историко-краеведческий музей, где посетители скоро смогут лучше познакомиться с вековой историей детского дома, узнать о судьбе многих его воспитанников и педагогов.

И мечта у бывшего директора есть, и связана она тоже со школой-интернатом, точнее, с местом, где до недавнего времени та располагалась.

В.В. Левшаков: «Сегодня я мечтаю о том, чтобы в опустевших корпусах бывшей школы-интерната поскорее появились люди, чтобы здания не пустовали, не разрушались, чтобы всё работало и жило ещё многие-многие годы. Это главное».

Семья

У Левшаковых крепкая, дружная семья. Виктор Васильевич единожды женат и в браке с супругой Светланой Дмитриевной много лет счастлив. У Левшаковых двое детей – дочь и сын, четверо внуков и трое правнуков. Вся семья часто собирается вместе.

В.В. Левшаков: «Дело в том, что нам везёт: в нашей семье, считай, каждый месяц у кого-нибудь день рождения. Мы живём практически все в одном доме. Все рядом. Только внучка сейчас живёт и работает в Кардымово, но постоянно бывает у нас. Так что мы всегда вместе. Надо признать, я очень счастливый человек!»

Из чего складывается ощущение счастья? Наверное, из того, что у человека есть уверенность в том, что всё задуманное ему по плечу и путь к поставленной цели однажды будет пройден, сколь бы трудным он ни был. В этом же и секрет успеха. Виктор Васильевич убеждён, что ему всегда везло, но тут же объясняет это простым жизненным девизом, которому он верен и по сей день: «Если взялся за дело, то делай только хорошо!»

Редакционная справка

Виктор Васильевич Левшаков – ветеран педагогического труда, имеет множество наград за добросовестный труд и большие заслуги в области развития образования:

в 1966 году – Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР;

в 1971 году – Почетная грамота Министерства просвещения РСФСР;

в 1971 году – значок «Отличник народного просвещения»;

в 1974 году – медаль «За трудовую доблесть»;

в 1984 году – значок «Отличник просвещения СССР»;

в 1987 году – орден «Знак Почёта»;

в 1994 году – почётное звание «Заслуженный учитель школы РФ».

Александра Гуселетова