В любом музее есть человек, который знает абсолютно всё о каждом предмете: где хранится, в каком состоянии, ценность, историю появления в музее, бывшего владельца. Этот человек — музейный хранитель. Профессия «хранитель» звучит загадочно — возникают ассоциации с фэнтези или комиксами о супергероях.На самом деле хранители работают в музеях и следят за сохранностью всех экспонатов.
Многие посетители музея даже не догадываются о существовании хранителя, его роль остаётся незаметной. Но она первостепенна для произведений и предметов искусства, без него работа музея будет обречена.
Более пятнадцати лет в кардымовском историко-краеведческом музее работает Ирина Геннадьевна Громова. В 2005 году на молодую перспективную сотрудницу музея возложили обязанности хранителя музейного фонда. Должность была новая, её только что ввели, и новоиспеченному специалисту предстояло разобраться в тонкостях работы хранителя.
— Работа с фондами меня нисколько не испугала. Поскольку с основами этой работы я была уже знакома (как-никак, к тому моменту отработала год в районном музее), я довольно быстро освоилась. Мне предстояло работать с музейным фондом, кстати, на сегодняшний день это более шести тысяч предметов. Как правило, некоторая их часть сосредоточена в экспозиционных залах музея и выставляется напоказ посетителям, а основная находится в хранилище. Конечно, по сравнению с большими музеями, в которых могут насчитываться десятки тысяч предметов, фонд нашего музея выглядит скромно, однако он регулярно пополняется.
Фондовая работа — одно из ведущих направлений деятельности музея, и за прошедшие 15 лет хранителем кардымовского районного музея была проделана колоссальная работа, которая продолжается и по сей день. В перечень основных задач работы хранителя входят: научная организация фонда, выявление и отбор памятников музейного значения, их экспертиза, включение в музейное собрание, всестороннее исследование музейных предметов и коллекций, документирование (фиксация) результатов работы в научно-поисковых, учетных, научно-информационных документах и журналах, организация системы хранения, контроль за проведением консервационных работ и многое другое.
– Многие представляют себе хранителя кладовщиком, отвечающим за лежащие на пыльных полках книжечки или чашечки,— говорит директор кардымовского музея Раиса Константиновна Кадилина. — И, будем откровенны, наша работа многим не видна и многим не понятна, особенно работа с фондами. Поэтому далекие от музейной деятельности люди порой утверждают, что в музеях работники «сидят без дела». Но это совсем не так. На самом же деле,для того,чтобы работать в этой профессии, нужно обладать специальными теоретическими знаниями и навыками.
Аккуратность и самоконтроль, внимание к мельчайшим деталям и педантичность, усидчивость и безграничное терпение, аналитическое мышление системного типа…Вот лишь небольшой списокпрофессиональных качеств, необходимых для хранителя. И всеми этими качествамиобладает наша Ирина Геннадьевна.
К слову сказать, Ирина Громова – дипломированный специалист, она окончила Смоленский государственный институт искусств по специальности «Музейное дело и охрана памятников». По признанию самой Ирины, работа хранителя во многом уникальна: с одной стороны, она требует хорошей теоретической базы — знаний, с другой, хранитель — это человек, который получает профессию, специальность в прикладном назначении, потому что есть масса вещей, которым можно научиться, только работая в музее.
— На хранителя нельзя выучиться ни в одном институте — это можно сделать только работая в музее.Помню, как некоторые мои сокурсники ужасались предмету «фондовое дело», кому-то было трудно понять, о чем этот предмет, а в теории это, действительно, понять сложно, — говорит Ирина. – Мне просто очень повезло, что я вместе с теорией имела доступ и к практике – училась и работала,- поэтому никаких проблем с пониманием предмета у меня не возникало.
Профессия хранителя музейного фонда, по словам Ирины Громовой, – это погружение в историю, в судьбы людей, это достоверные сведения о позабытых событиях. В Кардымовском музее есть, например, воспоминания людей, собственноручно ими написанные, где рассказывается о фашистской оккупации Смоленщины и, в частности, Кардымовского района. В каждой строке – судьба человека. Есть письма с фронта, чаще всего они короткие, простые, но насколько пронзительные. Или фотографии, старые черно-белые, с надписями на обороте «…на долгую память…». И за каждой фотографией – жизнь человека, короткая или долгая, но такая, что о каждой можно написать книгу или снять кинофильм. А вещи, самые простые, обыденные, те, что использовались крестьянами в быту, в повседневной небогатой, трудовой жизни ещё в XIX веке. Это и самотканые, вышитые вручную красными и чёрными нитками полотенца, рубахи, сарафаны, это глиняная посуда, чугунные утюги, деревянные прялки… и ещё многое, многое другое.
— Это ведь не просто вещи, экспонаты, это наша история, наша культура, которую мы должны сберечь и передать следующим поколениям, — уверенно говорит Ирина.
Психологи считают, что профессия человека способна влиять на его характер, порой даже формирует саму личность, отражается в его поведении и жизненных установках. Если так, то профессия Ирины Громовой – по-настоящему хорошая, интересная, многогранная. Ведь именно так характеризуют и саму Ирину ее коллеги.
— Музейные работники — люди творческие и очень разносторонние, — убеждена Р.К. Кадилина. – Ирина Геннадьевна Громова – тому пример и подтверждение. Она вообще большая умница. Не знаю, есть ли такое дело, с которым Ирина не смогла бы справиться. Она чувствует себя, как рыба в воде, разбираясь со сложной документацией, запросто создает интересные видеоролики, посвящённые музейным экспонатам, разрабатывает необыкновенные сувениры в нашей Мастерской народного творчества, кроме того, активно занимается общественной работой, являясь председателем первичной профсоюзной организации. Я, как директор Кардымовского музея, очень рада, что в нашем слаженном, дружном коллективе работают именно такие люди, как Ирина Геннадьевна Громова.