Наш край дал России много людей с мировым именем. Славен историческим прошлым и Кардымовский район, много замечательных людей родилось здесь: ученых, поэтов, актеров, художников. Эти люди прославили своими подвигами нашу кардымовскую землю, трудились во славу родины, посвящали ей стихи и песни, добивались успехов в научной и культурной деятельности. Мы не устаем восхищаться и гордиться их заслугами, успехами, неутомимой энергией и огромным талантом.
Именно поэтому 10 марта – для кардымовцев особый памятный день, день смерти нашего земляка, заслуженного артиста Узбекистана (1974) и заслуженного артиста России (1996), актера Смоленского Камерного театра В.А. Решетнёва.
Родился он 19 января 1937 года в деревне Красные Горы, что находится в километре от поселка Кардымово. В конце 1937 года отец Владимира Александровича был репрессирован, дед расстрелян. После ареста мужа мать много работала. Никакая работа не была в тягость и Владимиру приходилось воспитывать себя самому, выбираться из нищеты и болезней, помогать матери.
Актерскую карьеру Владимир Решетнёв начинал с попыток самореализации на импровизированных подмостках школьного театра Кардымовской школы. Вдохновившись сладостной музыкой аплодисментов и комплиментами в свой адрес, Владимир решился поступить в институт кинематографии. И провалился. Ему пришлось на время забыть о рампе, цветах и славе и выучиться (какая проза жизни!) на проходчика щитовой в Сафоновском горном училище, работал на шахте в Сафоново, а затем токарем в Донецке. В Донецке Решетнев променял-таки карьеру рабочего на творчество и сцену: в 1959 году он удачно прошел конкурсный отбор в Донецкую студию телевизионного актера. И пошло, поехало… За два года — свыше 20 ролей, телевизионные передачи и фильмы. После студии каждый год добавлял что-то очень важное в копилку актерского мастерства, так что поступление на заочное отделение ГИТИСа в 1965 году назвать случайностью нельзя. Играл в Кировском театре юного зрителя, в 1964-1966 году – в Дзержинском городском драматическом театре. А блестящие роли, сыгранные на сцене межобластного Русского драматического театра имени Горького (Фергана) остались самыми светлыми воспоминаниями в жизни (1966-1976), с 1969 года был его директором. В 1969 году заочно окончил актерское отделение ГИТИСа. В 1976 году переехал в Калининград, где играл в Калиниградском театре.
В 1982 году вернулся на родную Смоленщину, связав свою жизнь сначала со Смоленским драматическим театром, а с 1990 года – с Камерным театром. Колоритные роли, успех, любовь зрителей. Много ли нужно актеру? В 1996-2000 г. преподавал в колледже Смоленского государственного института искусств.
За всю свою творческую деятельность В.А. Решетнев сыграл свыше 200 ролей. Самые известные роли Владимира Решетнева: Барон («Скупой рыцарь» А. С. Пушкин.), Большов («Свои люди – сочтемся» А. Н. Островский), Дункан (« Макбет» У. Шекспир), Простой человек («Энергичные люди» В. Шукшин), Капитан Бернандо («Изобретательная влюбленная» Л. Де Вега), Стародум («Недоросль» Д. Фонвизин), Доктор Корниш («Недосягаемая» С. Моэма).
В 1974 году Владимир Александрович получил звание заслуженного артиста Узбекистана, а в 1996 году – Заслуженного артиста России. Еще, будучи мальчишкой, Владимир Александрович увлекся частушками, запоминал их, а потом стал записывать.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ВЛАДИМИРА РЕШЕТНЕВА
…За два с лишним года фашистской оккупации мы изрядно хлебнули и голода, и холода, и страха, и теперь было очень жаль покидать наш гостеприимный овраг. Мы прожили здесь два месяца сравнительно спокойно, надежно, укрываясь от гитлеровцев и угона в Германию. Эти землянки-норы стали вторым домом для нас, для каждого из шестнадцати: пяти женщин, старика и десяти детей (от 5 до 14 лет)… Мы двинулись в путь между кустами по едва заметной тропе. Впереди, прокладывая миноискателями дорогу, осторожно шли наши знакомые красноармейцы. Вся группа двигалась за телегой молча, тревожно замирая при каждой остановке минеров.
Дождь все не унимался, но никто не замечал этого. Вскоре мы вышли к знакомому повороту на старый большак Каменка-Кардымово и тут распрощались, к общему сожалению, с нашими новыми друзьями. У них было свое, «особое задание». Когда-то укатанная дорога стала теперь почти непроходимой и неузнаваемой, была вся в рытвинах и колдобинах, с глубокими следами от колес автомобилей, танковых гусениц и солдатских сапог. Наши воинские части, ранее освободившие от немцев Духовщинский район, сегодня ночью прошли по этому большаку, успешно развивая наступление на районный центр Кардымово, где мы оставили свои родные углы…
… До дому оставалось уже каких-нибудь 3-4 километра, и радость переполняла нас. Кто-то из старших ребят начал петь, и многие подхватили песню. Вспомнили и другие песни: «Священную войну», «Катюшу», с песен перешли на любимые частушки. Постепенно мы начали дурачиться и озорничать, орать что было сил, надрывая и без того ослабевшие голоса, с удовольствием «сходить с ума». Внезапно открывшаяся из-за пригорка панорама нашего поселка и знакомых мест заставила нас остановиться… Некоторые дома еще дымились после пожара, кое-где одиноко торчали голые печные трубы. Заметное оживление было только вдоль нитки шоссе: вдали, по старой Смоленской дороге, двигались колонны солдат, танки, грузовики, тягачи и орудия. Свежий ветер доносил до нас дробный лязг гусениц и злое урчание моторов…
Наша хата, к счастью, уцелела. Мы со старшим братом, Виктором, обошли ее вокруг и обнаружили, к огорчению, что один из углов дома почти разбит, через пролом можно было войти прямо в комнату — рядом, между блеклых картофельных кустов, чернела в земле воронка от снаряда. Соломенная крыша, местами «смотрела» на нас хмурым сентябрьским небом. «Вот мы и дома»,- задумчиво сказала мать. Это было 23 сентября 1943 года… А через два дня был освобожден Смоленск…
С тех пор прошло 50 лет, но тот слякотный, сырой день навсегда останется в моей памяти как самый большой праздник. С тех пор я всю жизнь собирал, записывал частушки. В коллекцию вошли частушки, услышанные мною на Смоленщине с того памятного, счастливого сентября 1943 года.
Наиболее сильные мои впечатления связаны с сельскими молодежными вечеринками, с их неизменными «топотухами» и частушками. В трудные послевоенные годы, годы голодные, когда у большинства людей были «зубы на полке», тяга молодежи к веселью была неиссякаемой. Не было такого дня, чтобы в поселке или в какой-нибудь из соседних деревень не проходило гулянье. Уже с утра «разведданные» стекались через деревенских ребят в главный «штаб» вечеринок – Кардымовскую среднюю школу. А «командиры» — старшеклассники решали со всей ответственностью: «Куда идем», «с кем», «во сколько» и т. д. Для младших ребят было большой радостью затесаться в такую серьезную компанию. Ничего не стоило прошагать в любую погоду 2-4, а то и 5-6 километров, чтобы увидеть любопытное зрелище, настоящее театрализованное представление, какими были послевоенные молодежные вечеринки. Мы, 7-12-летние мальчишки, с особым удовольствием наблюдали за тем, как веселятся наши старшие парни и девчата, впитывая атмосферу гуляний, запоминая их мельчайшие, подробности и детали, тексты частушек, разные «выкрутасы» и «коленца» танцующих и поющих.
Теперь, спустя много лет, я все более убеждаюсь, что под впечатлением тех вечеров и родилось мое жадное стремление к актерской профессии, желание «поиграть» в образы и характеры, сыграть частушку.
Помню, большим событием для нас стало создание в школе оркестра русских народных инструментов, который организовал прекрасный, разносторонний музыкант Анатолий Ефимович Залесов. Именно он подарил многим из нас радость общения с музыкальными инструментами: баяном, домрой, балалайкой. Постепенно, незаметно для самих себя, репетиции оркестра и веселье на вечеринках соединились в душе в одно целое ощущение, одно понятие, в постоянную потребность. Все чаще, в ожидании репетиции оркестра, я брал в руки балалайку и робко, но с удовольствием, напевал: «Моя милка — что бутылка, а я сам — что пузырек», или какую-нибудь другую частушку. Большую часть частушек мне удалось записать на многочисленных деревенских вечеринках и сельских гуляньях в Кардымовском районе, в деревнях: Марьино, Кривцы, Сопачево, Красные Горы, Мольково, Барсучки, Пищулино и др. Ощутимую долю внесли в коллекцию концерты и публичные выступления районных фольклорных ансамблей области и отдельных солистов-частушечников, таких как Мария Шульга, Валентина Клюева и других. Особую благодарность хочется выразить единомышленникам, собирателям из многих деревень Смоленщины, всем, кто щедро поделился со мною своими запасами частушек.
«Край Смоленский», № 9-10, 1993 г.
В 2008 году вышла его книга «Частушка на Смоленщине», которая посвящена 65-летию освобождения Смоленщины от немецко-фашистских захватчиков и 90-летию Кардымовской средней школы. Владимир Александрович Решетнев поддерживал тесную связь с Кардымовской средней школой и Кардымовским районным музеем. Куда бы ни бросала его судьба, он всегда искренне любил свою малую родину, стремился к ней душой. Родная земля питала его жизненной энергией, оптимизмом, поэтому он снова и снова, несмотря на занятость в театре, стремился приехать на родину.
Владимир Решетнев был почетным гостем на 85-летнем юбилее Кардымовской средней школы. Не единожды принимал участие в школьных мероприятиях, приглашал учеников школы и педагогов на спектакли.
Умер В.А. Решетнев 10 марта 2009 года. Похоронен на Брилевском кладбище в Смоленске. 10 лет прошло как Владимира Александровича нет рядом с нами, но память о нем живет и будет жить в сердцах жителей Кардымовского района