ПУСТЬ В ДУШЕ У ВАС ЗВУЧИТ МУЗЫКА

Совсем недавно деятели искусства и работники культуры отмечали международный день пианиста. И этот рассказ мне хотелось бы начать с небольшой, но памятной для меня истории:

 …Помню, у моей бабушки дома стояло пианино. Если бы вы знали, какой это привлекательный музыкальный инструмент для четырёхлетнего ребенка. Но… на него был наложен строгий запрет, хотя, конечно, он нарушался мною периодически, но так, чтобы никто не знал. Правда, мне ни разу не удалось скрыть факт нарушения. Примерно в 12-13 лет я вновь обратила внимание на этот инструмент, крышка которого открывалась все реже. Долго ходила за бабушкой, уговаривала меня научить. Она сдалась. И я смогла освоить несколько аккордов. Каков же был восторг! Но и разочарование таким же. Бабушка сказала учить ноты…

На этом и закончилась моя любовь к фортепиано. Но я до сих пор люблю смотреть на игру профессионалов, это просто завораживающее действо.

О любви к музыке, работе и  детям нам рассказали преподаватели Кардымовской детской школы искусств по классу фортепиано, родные сестры  Светлана Владимировна  Иванова и Людмила Владимировна Ермошина.

Людмила Владимировна, расскажите о себе. Кто вас привел в музыкальную школу и почему выбрали именно фортепиано?

— В музыкальную школу меня привели родители. Вся наша семья очень музыкальная. Мама окончила музыкальную школу, папа тоже учился  музыке. Моя старшая сестра Светлана училась в музыкальной школе, потом в музыкальном  училище, и сейчас тоже работает преподавателем фортепиано. В наше время это было очень престижно (впрочем, как и сейчас). В музыкальные учреждения попасть было непросто… Отбор как в институт: по несколько человек на место. Ну, а почему фортепиано?  Наверное, потому, что в то время сестра уже училась музыке, и  у нас дома был этот инструмент. Успешно окончив музыкальную школу, я поступила в музыкальное училище, затем пришла работать по специальности в Кардымовскую школу искусств.

— Как давно вы преподаете в детской школе искусств?

— Я стала преподавать сразу после окончания училища, то есть с 1999 года. И преподаю по сей день, мне очень нравится моя работа.

– Часто принимаете участие в музыкальных конкурсах? Что они могут дать музыканту со стажем, а что ученику?

— К сожалению, в конкурсах лично я участия не принимаю,  а вот мои ученики участвуют. Хочу сказать, что участие в конкурсах  для музыканта со стажем — это, прежде всего обмен опытом, а для учеников – это умение держаться на сцене, умение справляться с боязнью сцены, показать себя и посмотреть других. В последнее время в силу некоторых обстоятельств конкурсы все чаще проводятся в онлайн-режиме, поэтому детям не удаётся прочувствовать всей атмосферы конкурса.

– С чем у вас ассоциируется слово «фортепиано»?

— С красивой музыкой  и, конечно же, с любимой работой.

– Много ли ребят сейчас посещают школу?

— Я искренне желаю, чтобы музыкальную школу посещало больше детей. Многие родители думают, что ребенок пришёл в музыкальную школу и через месяц заиграл на инструменте. Нет. Занятие музыкой — это труд. Большой труд не только для детей, но и для родителей. Поэтому, к большому сожалению, не очень многие ученики доходят до окончания музыкальной школы.

Я очень благодарна своим родителям, что в своё время они отдали меня учиться в музыкальную школу. Благодарна за то, что впоследствии я связала свою жизнь с музыкой и обрела любимую работу.

Старшая сестра Светлана Владимировна, рассказала нам о своем творческом пути:

— С детства я мечтала научиться играть на пианино.  В нашей семье играли только на баянах. Моя мама окончила музыкальную школу по классу баяна, но дальше учиться не стала. Два моих дяди были профессиональными баянистами. В 1981 году меня отдали в Детскую музыкальную школу №2  города ОШ в Киргизии. Окончив ее в 1988 году, я поступила в музыкальное училище.  В 1993 году мы приехали в поселок Кардымово, где и началась моя трудовая деятельность в Кардымовской детской школе искусств, собственно здесь я и работаю.

– Какая музыка вам нравится больше всего?

— Абсолютно вся. Все зависит от обстоятельств,  но классическую музыку я слушаю больше. И своим ученикам я говорю: «Любить или не любить ту или иную музыку — это дело вкуса. Но знать, что такая музыка есть, необходимо, это ваше воспитание».

 – А кого из пианистов вы считаете своими учителями?

— Когда я училась в школе и училище, нам предлагали слушать пластинки с записями великих пианистов. Мы слушали С. Рихтера, Э. Гилелься, В. Горовица и многих других. У меня были замечательные учителя. В школе Ецина Любовь Ефимовна, в училище Кузнецова Нурия Хамзаевна, с  ней  я по сей день поддерживаю отношения.

— Светлана Владимировна,  в чём секрет классической музыки? Как её полюбить детям?

— Ученые доказали, что классическая музыка положительно влияет на организм человека. Прослушивание бессмертных произведений великих композиторов с детства, помогает развиваться ребенку в интеллектуальном плане, обладать большей стрессоустойчивостью и восприимчивостью к наукам. Особенно рекомендуются к прослушиванию произведения Моцарта.

«Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие», — говорил В.А.Сухомлинский.

Я думаю, что детям нужно ставить музыку комплексно или с видеорядом или мультфильмом.

– Отмечаете ли вы День пианиста?

— День пианиста мы не отмечаем. Хотя…? Даже не думала почему? Надо исправить ситуацию, добавим этот день к нашим семейным праздникам.

– Чтобы вы пожелали коллегам?

— Своим коллегам я желаю, прежде всего, крепкого здоровья, творческих успехов. Пусть в душе у вас звучит музыка, с ней легче переносить все невзгоды. Талантливых и ответственных учеников. И очень хотелось бы, чтобы как можно больше детей шли в музыкальные школы изучать классическую музыку.

                                                                     Беседовала Виктория Клементьева