12 января исполнилось 90 лет Владимиру Васильевичу Сидоренкову — мудрому и знающему педагогу, опытному руководителю, обладающему бесценным качеством — умением выстраивать отношения в коллективе и создавать крепкую работоспособную команду.
Когда говоришь о Владимире Васильевиче, сразу видятся его добрые, немного с прищуром глаза и искренняя улыбка. Так было всегда! Его умение расположить к себе, ненавязчиво сделать собеседников единомышленниками, давно замечено коллегами по работе и друзьями. При этом он никогда не пытается навязывать свое мнение окружающим, но умеет сделать так, чтобы оно стало общим. Безусловно, с годами каждый человек меняется, и Владимир Васильевич — не исключение. Душевной теплоты и сердечности, духовной силы в нем становится только больше.
В своем солидном возрасте Владимир Васильевич следит за политической обстановкой в стране и мире, интересуется изменения, происходящими в системе образования, узнает новости района и родной Кардымовской школы. С удовольствием общается с бывшими коллегами и учениками, всегда рад гостям.
Выбор жизненного пути
Владимир Сидоренков родился в 1933 году в деревне ВердиховоПочинковского района Смоленской области в крестьянской семье.Когда началась Финская война, его отец ушел на фронт иуже не вернулся.
К моменту начала Великой Отечественной войны Владимир успел закончить первый класс Крапивинской сельской школы. В 1941 году их деревню оккупировали фашистские захватчики. По воспоминаниям Владимира Васильевича, деревенские жители в то время находились в постоянном напряжении, ждали возвращения своих. Немцы скрывали реальное положение дел, говорили, что Москва уже взята. Но, несмотря на оккупацию, детвора жила очень дружно, стараясь, чем только можно помогать друг другу и взрослым.
25 сентября 1943 года пришла радостнаявесть об освобождении, все стали возвращаться в свои дома.Для ребятишеквзрослые в короткий срок организовали школу, сколотили столы, скамейки. Ведь детям жить дальше, значит надо учиться, чтобы восстанавливать страну после победы над врагом.
После войны обучение в старших классах, с 8 по 10, было платным. Дети, у которых кто-то из родителей воевал и погиб в Великую Отечественную войну, обучались бесплатно. Для остальных — 200 рублей в год. У нашего героя такой льготы не было, деньги на учебу семье приходилось заработать.
Владимир мечтал после окончания школы стать горным инженером. Но денег, чтобы поехать на Украину для поступления в профильный ВУЗ у семьи не было. После долгих размышлений он принял решение поступать в Смоленский государственный педагогический институт на исторический факультет.
Вот так и стал Владимир Васильевич учителем. Его преподавательская деятельность началась в Магаданской области. Он вспоминает это время с удовольствием и улыбкой:
— Ученики были хорошие, правда, чукчам науки давались сложнее, ведь они приходили в школу в 5 класс и были подготовлены слабее других учеников. Наглядных пособий практически не было, учителя старались сами что-то сделать, приспособить. Вскоре меня назначили завучем школы, если директор куда-то уезжал или болел, то я выполнял его обязанности.
Через полтора года работы Виктора Васильевича назначили директоромАнадырьской школы.
В Анадыре передвижение в основном осуществлялось на собаках. Владимиру удалось научиться управлять ездовыми собаками, что гораздо упростило передвижение.
Есть в его биографии и работа инструктором в Чукотском окружкоме КПСС.
Но в 1961 году он вернулся на Смоленщину и стал трудиться директором новой, только что построенной школы в городе Сычевка.
Владимир Васильевич рассказывает:
— Мне позволили самому набрать коллектив. Он был у нас молодой и замечательный. Школьный комитет комсомола практически заменил классное руководство. Комсомольский штаб «горел» работой, проводил массу интересных культурных и спортивных мероприятий, даже учебным процессом занимался: распекали лодырей и прогульщиков. Школа была одной из лучших в области, работалось легко.
Спустя некоторое время ему предложили пост заместителя председателя Сычевского райисполкома. Уходить из школы не хотелось, но порою обстоятельства бывают сильнее…
Приступив к работе, Владимир Васильевич быстро понял, что самостоятельность и непонимание необходимости согласовывать каждый, даже маленький шаг с райкомом, не приветствуются. Отношения с секретарем райкома стали портиться. Ему предложили перейти лектором в обком, но Владимир Васильевич попросился обратно в школу.
Такое поведение было воспринято руководством как вызов, неподчинение, и ему объявили выговор с припиской «считать нецелесообразным использование в качестве директора школы».
Это был удар! Потом была апелляция в областной комитет партии, и через некоторое время, благодаря личному участию Ивана Ефимовича Клименко — первого секретаря обкома партии, эту запись отменили.
Так закалялся характер нашего героя.
Не место красит человека, а человек место
В 1983 году Владимир Васильевич Сидоренков переехал в поселок Кардымово истал работать директором и учителем истории Кардымовской средней школы.
За время своей трудовой деятельности он сделал очень многое для школы, проявил себя хорошим хозяйственником и умелым организатором.На время его руководства пришлось строительство здания новой школы. Процесс ее возведения Владимир Васильевич держал на постоянном контроле, вплоть до мелочей. Школа была построена и распахнула свои двери 1 сентября 1988 года. Учиться в новом современном здании с оборудованными всем необходимым кабинетами было куда приятнее и интереснее.Продолжалось строительствошкольного бассейна.
Большой личный вклад Владимир Васильевич Сидоренков внес ввозрождение школьного музея, который стал основой для созданияв 1990 году районного историко-краеведческого музея.
В 1998 году Владимир Васильевич ушел с должности директора, но еще год трудился учителем истории. В 1999 году вышел на заслуженный отдыхв связи с тяжелой болезнью жены, которой требовался постоянный уход и внимание. Весь преподавательский коллектив и ученики очень сожалели об этом. Но наш герой не мог поступить иначе, он настоящий мужчина, семьянин, любящий муж и отец.
Владимир Васильевич Сидоренков награжден медалью «За доблестный труд», имеет звание «Старший учитель», «Отличник народного просвещения», многочисленные грамоты областного и районного уровней.
Он и сегодня убежден, что учитель — это призвание.
Ольга Склярова
Огромное спасибо за помощь в сборе материала для статьи Л.Г. Перепелкиной и С.А. Блинковой