Госдума во втором и третьем, окончательном, чтениях приняла законопроект о единых федеральных общеобразовательных школьных программах. Это значит, что со следующего учебного года во всех школах России будут введены единые федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП) «в качестве обязательного базового уровня требований к содержанию общего образования».
Кроме того, вводится новый порядок разработки школьных учебников. Так, государственный заказ на подготовку учебников и учебных пособий будет осуществлять Минпросвещения. Ведомство также будет утверждать авторский коллектив учебников, а исключительные права на них будут принадлежать РФ.
Закон вводит единый стандарт качества школьного образования — как программ, так и учебников. Принятие «золотого стандарта» позволит решить проблемы с необходимостью родителей нанимать репетиторов для подготовки детей к итоговым экзаменам. «Итоговая аттестация будет также осуществляться только на основании этих программ. Мы возвращаем нашей стране единое образовательное пространство», — говорил вице-спикер Госдумы Петр Толстой.
Для начальной школы будут утверждены единые базовые программы по русскому языку, чтению и окружающему миру. В средней школе обязательными для применения станут программы по русскому языку и литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ.
Кроме того, предполагается ввести федеральную рабочую программу воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы.
Насколько образовательные стандарты в вашем регионе отличаются от других? Сможет ли принятый закон восстановить единое образовательное пространство в России? Приведет ли это к повышению уровня образования в стране? Имеет ли смысл использовать опыт советского школьного образования?
Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, Ректор Смоленского государственного университета:
Принимаемый Государственной Думой закон о единых федеральных общеобразовательных школьных программах крайне важен, поскольку должен помочь преодолеть ту ситуацию, которая существует в современном школьном образовании. Различия в содержании образовательных программ, отсутствие в них обязательного ядра, различия в учебниках приводят к тому, что результаты образования спланировать чрезвычайно сложно. Соответственно, школьники при сдаче итоговых экзаменов – ОГЭ или ЕГЭ испытывают трудности, которые приходится компенсировать через занятия с репетиторами. Также возникает масса проблем при переходе школьника из одной школы в другую, а зачастую, и при переводе из одного класса в другой в рамках даже одного образовательного учреждения.
Также сложно выстроить свою образовательную траекторию бывшему школьнику при поступлении в учреждения высшего образования или среднего профессионального образования, поскольку общий уровень подготовки и наличие необходимого стандарта знаний и умений, которые формируются в школе, также отсутствуют.
Уверен, что принимаемый законопроект сможет серьезно продвинуть ситуацию к восстановлению единого образовательного пространства в стране, при этом сохранив возможности учитывать в школьной программе региональные и иные особенности при подготовке учеников.
Марина Проскурнина, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по информационной политике и взаимодействию со СМИ главный редактор СОГУП «Центральная объединенная редакция»:
Все то, что происходит сейчас в сфере образования, нужно было начинать делать давно. С того самого времени, когда детей стали учить по самым разным учебникам. Вы когда-нибудь читали задачки по математике в некоторых из них? У меня иногда создавалась ощущение, что учебник может написать любой, кто объявит себя автором новой образовательной программы. До смешного доходило. При переезде семьи из одного города в другой их успевающий на «отлично» ребёнок мог стать неуспевающим учеником, потому что программы обучения настолько колоссально разнились.
А ведь успех системы образования напрямую зависит от сохранения единого образовательного пространства. Единое пространство возвращается, и это несомненный плюс и для педагогов, и для учеников.
До сих пор так и не решён спор о том, что такое ученик: сосуд, который следует наполнить, или факел, который нужно зажечь? Конечно, факел. Но если сосуд пустой, то и факел не загорится.
Важно, что сейчас стали думать о том самом наполнении сосуда — о содержании образования. А золотой стандарт и определит то самое наполнение. Не всегда новое — это хорошо забытое старое. Но опыт советского школьного образования, несомненно, стоит использовать.
Наталия Семенцова, член Экспертного клуба региона,руководитель исполкома Народного фронта в Смоленской области, депутат Смоленского городского совета VI созыва, учитель физики МБОУ «СШ 33»:
В России принимается «золотой стандарт» школьного образования. Учителя и родители дождались единого подхода к образованию для всех детей нашей страны, независимо от того, где учится ребенок, в столице или отдаленной сельской местности. Теперь при переводе ребенка в другую школу у родителей не будет головной боли из-за различия учебных программ, разных требований и подходов в образовательном процессе. Дети легко будут включаться в образовательное пространство новой школы, так как это единая образовательная программа страны, единый учебник заказчиком которого является Министерство просвещения РФ. Принятый стандарт будет способствовать улучшению качества образования и повышению его уровня, в связи с тем, что в основу контрольных измерительных материалов, в том числе и государственную аттестацию, будут включены вопросы соответствующие единой программе с единым подходом к изучению предметов и фактическому материалу в учебниках.
Боедов Андрей Александрович, член Экпертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по гражданско-патриотическому воспитанию, физической культуре и делам молодежи; учитель истории и обществознания МБОУ Кардымовская средняя школа Кардымовского района Смоленской области:
Принятый Государственной думой РФ закон о «золотом стандарте» образования представляет собой необходимое решение проблемы вариативности образования, которая активно внедрялась в России с момента развала СССР.
При поддержке иностранных организаций, таких, как, например, фонд Сороса, разрушалось единое образовательное пространство, ликвидироваоась фундаментальность школьного образования, в результате чего снижалось его качество.
В решении этой проблемы нуждаются и учителя, и учащиеся, и родители…
Основная образовательная программа, которая реализуется сегодня в российских школах, в том числе и в Смоленском регионе, согласно ФЗ «Об образовании в РФ» описывается как примерная, то есть имеющая рекомендательный характер. Каждая школа разрабатывает собственную образовательную программу, а учитель — рабочую программу. При этом существует множество учебников по каждому предмету, так, по истории их более 80-ти. При этом один и тот же материал в разных учебниках может излагаться с противоречивых позиций, что не всегда способствует формированию чёткого понимания изучаемого предмета.
В некоторых учебниках транслируются идеи, занесённые в 90-е годы в наше образовательное пространство либеральными структурами, стремившимися к дальнейшему развалу страны. Концепты, связанные с акцентированием внимания на негативных аспектах исторического прошлого, часто не соответствуют реальности и учащимися могут быть восприняты неправильно. Между тем, наша задача — не научить детей бездумно каяться перед Западом, а сформировать у них чувство гордости за свою страну, желание участвовать в ее развитии и процветании.
Особую остроту проблема приобретает для учеников при переводе в другую школу, где ему приходится сталкиваться с незнакомой «местной» образовательной программой. Конечно, и учителя, и родители стремятся в таких случаях найти индивидуальные подходы к этим детям, в том числе обращаясь за помощью к репетиторам, но введение «золотого стандарта» образования является универсальным решением для соблюдения принципа общедоступности и равных прав граждан России на образование. Родители в этом случае получают уверенность в качественном образовании ребенка, ученики в любой школе любого региона смогут изучать материал по привычному учебнику в соответствии со знакомой программой, учителя будут иметь готовые четкие программы, единые для всех школ страны.
Очевидно, что поступательное развитие российского образования требует учитывать и уникальный опыт советской школы. При всех её возможных недостатках, связанных с идеологическими перегибами, она давала ученикам лучшее в мире фундаментальное образование. И базовая учебная программа советской школы, базовые учебники также не исключали профильных классов с углубленным изучением отдельных предметов. Советская система образования связывала все предметы воедино, что обеспечивало единое образовательное пространство.
Такое единое образовательное пространство формируется в настоящее время и в нашей стране, идущей по пути укрепления суверенитета, сохранения и укрепления традиционных российских духовно-нравственных ценностей.