Учитель — это призвание

В преддверии Дня учителя, 1 октября, мне довелось побывать в гостях и пообщаться с Владимиром Васильевичем Сидоренковым, который на протяжении пятнадцати лет руководил Кардымовской средней школой. Разговор получился о жизни, важных событиях и неотъемлемой любви к школе.

Война в моей судьбе

Владимир Сидоренков родился в 1933 году в Починковском районе Смоленской области в крестьянской семье.

— Когда началась в 1939 году Финская война, — вспоминает Владимир Васильевич, — отец ушел на фронт и не вернулся. Я с младшей сестрой и мамой жил в деревне. Деревня была большая — 76 дворов. Жилось трудно.

Когда началась Великая Отечественная война, я окончил первый класс школы. Появление фашистов в деревне было неожиданным.  Немцы шли открыто, строем, впереди ехали мотоциклисты, а мы, детвора, выбежали из домов смотреть на это шествие.

В домах многих деревенских жителей находились раненые советские солдаты, немцы стали их отлавливать. Они бегали по деревне, автоматами сбивали замки, хватали что хотели. Я видел, как они поймали красноармейца на скотном дворе и увели.

Затем фашисты собрали весь народ возле сарая, туда же привели обнаруженных красноармейцев и счетовода нашего колхоза, который был коммунистом. Прилюдно их всех расстреляли.

Голос Владимира Васильевича начинает срываться, и он на некоторое время замолкает. Но затем продолжает:

— Похоронили убитых на краю села, на кладбище это делать немцы запретили, но ночью наши мужики  откопали их и перезахоронили, как положено.

Со временем мы поняли, что фашисты бывают тоже разными, самыми страшными были финны, мы даже научились их отличать. Когда они приезжали, мы старались с ними не встречаться и не выходить из дома.

Немцы открыли в деревне школу, приказали учителям выходить на работу и раздали учебники. Часть учебников были немецкими, но на русском языке. Другая часть — наши, советские, с закрашенным в некоторых местах текстом. Мы ходили в школу с пластмассовыми досками и грифелем.

Жили, конечно, в постоянном напряжении, ждали возвращения своих. Немцы скрывали реальное положение дел, говорили, что Москва уже взята. Но, несмотря на оккупацию, детвора жила очень дружно, старались помочь друг другу, чем могли.

17 августа 1943 года немцы приказали освободить деревню, их войска отступали. Все перебрались в лес, жили в окопах. Нас забрал в свой окоп дедушка.

25 сентября пришла весть, что немцев прогнали. Все стали возвращаться в деревню. Помню, как мы бежали встречать наших солдат, как радовались. Наконец — то пришли свои!

Годы учебы и выбор профессии

После того как фашистов выгнали, деревня продолжила трудиться. Всем было очень тяжело, ведь немцы разграбили даже то немногое, что было у крестьян. Но землю надо было обрабатывать.

Дед и бабушка жили отдельно. Моего дядю, которого не взяли в армию из-за плохого зрения в 1941 году, после освобождения района в 1943 все-таки призвали. Он был минером. Подорвался на мине в 1943 году где-то под Красным.

Для нас, ребятишек, взрослые в короткий срок организовали школу, сколотили столы, скамейки. Некоторые учителя вернулись с фронта по ранению.

Начинались занятия в девять часов, а заканчивались где-то в четырнадцать, и мы шли домой. Дома у всех была работа. Я ездил за хворостом, чтобы истопить печь, носил воду.

В школе кроме учителя и учебника ничего не было. От учителя зависело многое, в том числе и отношение к предмету. Если учитель интересно рассказывал, был к нам добр и внимателен, как правило, этого учителя любили.

В средней школе мне очень нравилась математика, хотя задачи порою бывали такими сложными, что приходилось решать всей деревней. В старших классах любимым предметом стала литература.

Обучение в старших классах, с 8 по 10, было в то время платным. Дети, у которых кто-то из родителей воевал и погиб в Великую Отечественную войну, обучались бесплатно. Для остальных — 200 рублей в год. Я такой льготой не пользовался, деньги нужно было заработать.

Старшие ребята из нашей деревни поступили в Харьковский горный институт. На каникулы они приезжали в красивой форме, которая мне очень нравилась. Я мечтал после окончания школы поступить туда же и стать горным инженером. Но денег, чтобы поехать на Украину поступать в ВУЗ у нас не было.

Оставалось несколько дней до завершения приема документов в Смоленский государственный педагогический институт, когда я привез туда свои документы. Женщина из приемной комиссии мне сказала: «Ты, парень, давай на исторический факультет». Так я и сделал.

В 1955 году, успешно окончив СГПИ, был направлен по распределению в Магаданскую область. 11 июля я выехал из дома и только 17 августа прибыл на место. Весь путь занял больше месяца: доехал поездом до Владивостока, потом пришлось 10 дней ждать парохода, затем 12 суток плыть на пароходе. Вместе со мной были другие молодые специалисты из Смоленска и Брянска.

Первые шаги в профессии

Рассказывая о своем прибытии к месту назначения, Владимир Васильевич смеется очень весело и задорно. Даже еще не понимая причину его смеха, я тоже начинаю улыбаться. Он продолжает:

— С нами вместе ехали солдаты, их встречали с оркестром и национальными танцами чукчей. Получилось, что и нас тоже так встречали. Это было неожиданно и забавно.

Я добрался в порт «Провиденье», устроился учителем в местную школу, получил комнату в общежитии.

Ученики были хорошие, правда, чукчам науки давались сложнее, ведь они приходили в эту школу в 5 класс и были менее подготовлены. Наглядных пособий практически не было, учителя старались сами что-то сделать, приспособить приемник. Вскоре меня назначили завучем школы, если директор куда-то уезжал или болел, то я выполнял его обязанности.

Через полтора года работы получил телеграмму, что меня отзывают в Анадырь. Впервые в жизни я летел самолетом. Меня назначили директором школы.

В Анадыре передвижение в основном осуществлялось на собаках. Мне удалось научиться управлять ездовыми собаками. Доработав до отпуска, я отправился домой, а вернувшись из него, получил предложение перейти в аппарат Окружного комитета партии. Так я стал инструктором отдела пропаганды и проработал в окружкоме пять лет.

Владимир Васильевич задумывается и меняет тему повествования, пускаясь в житейские рассуждения.

О важности растить кадры

— Раньше ведь умели растить кадры, — говорит он, — уделяли этому большое внимание. Если ты работаешь хорошо, добиваешься результата, тебя все время повышают. Происходит постоянный карьерный рост, причем, ты проходишь все ступени. К власти приходили люди подготовленные, с большим опытом, знанием дела и хорошие организаторы. Сейчас, мне кажется, кадровый вопрос недооценен. Берут людей со стороны, измеряя мерой «свой» и «не свой». Руководитель должен уметь работать с коллективом, важно дать коллективу самостоятельность, уметь видеть рациональные зерна в инициативе других людей.

Владимир Васильевич снова улыбается и со словами: «Что-то я, видимо, сбился, сейчас поправлюсь», —  продолжает рассказ.

Возвращение на родину

— В 1961 году я вернулся на Смоленщину и стал работать директором новой, только что построенной школы в городе Сычевка. Мне позволили самому набрать коллектив. Работу в этой школе считаю своим лучшим периодом жизни. У нас был замечательный молодой коллектив педагогов. Школьный комитет комсомола практически заменил классное руководство. Комсомольский штаб горел работой, проводили массу интересных культурных и спортивных мероприятий, даже учебным процессом занимались: распекали лодырей и прогульщиков. Школа была одной из лучших в области, работалось легко.

Довелось мне лично общаться с Юрием Алексеевичем Гагариным, первым космонавтом планеты. В феврале 1962 года Гагарин прилетел в Сычевку на вертолете для встречи с трудящимися, он был кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР, я — его доверенным лицом. Юрий Алексеевич показался мне открытым и простым человеком. Он живо интересовался жизнью района. Когда ему показали альбом с фотографиями коров сычевской породы, очень заинтересовался и сказал, что это большая ценность.

Спустя время мне предложили пост заместителя председателя Сычевского райисполкома. Я понимал, что это не мое, уходить из школы не хотелось. Но порою обстоятельства бывают сильнее нас.

Приступил к работе, но моя самостоятельность, нежелание согласовывать каждый  маленький шаг с райкомом привели к тому, что отношения с секретарем райкома испортились. Мне предложили перейти лектором в обком, но я отказался и попросился обратно в школу. Тогда поступило предложение возглавить Сычевское училище механизации. От него я отказался.

Мне был объявлен выговор, причем, с припиской «считать нецелесообразным использование в качестве директора школы». Это был удар!  По поводу этой приписки я подал апелляцию в областной комитет партии и через некоторое время предстал перед членами бюро обкома под председательством Ивана Ефимовича Клименко, где эту запись отменили.

Кардымовская средняя школа

Через некоторое время меня направили директором в Кардымовскую среднюю школу. Завучем школы в то время была Александра Петровна Минченкова, которая исполняла обязанности директора.

Меня представили педагогическому коллективу, и я в 1983 году стал работать директором и учителем истории.

Владимир Васильевич за время своей трудовой деятельности сделал очень многое для Кардымовской средней школы и проявил себя хорошим хозяйственником и руководителем. На время его руководства пришлось строительство здания новой школы. Процесс ее возведения Владимир Васильевич держал на постоянном контроле, вплоть до того, где и какого диаметра уложены трубы. Школа была построена. Учиться в новом современном здании с оборудованными кабинетами было куда приятнее и интереснее. Началось строительство школьного бассейна.

Большой вклад Владимир Васильевич Сидоренков внес в возрождение школьного музея, который послужил основой для создания районного историко-краеведческого музея.

В 1998 году Владимир Васильевич ушел с должности директора, но еще год трудился учителем истории. В 1999 году вышел на заслуженный отдых.

Учитель — это призвание

Он и сегодня активно интересуется жизнью страны, района, родной школы. Крайне не согласен с формулировкой, что  школа, а значит, и учителя, оказывают образовательную услугу. Он, как и прежде, убежден, что учитель — это призвание. Учитель никогда не откажет в помощи ученику и не скажет его родителям: «Это ваша проблема».

Ольга Склярова