Лидия Владимировна Мануилова и Лариса Николаевна Билоненко дружили с давних пор, они жили в поселке Шахтерский на Донбассе, помогали и поддерживали друг друга как могли.
С 2000 года их жизненные пути разошлись, Лидия с детьми переехала на Смоленщину в Кардымовский район, а Лариса осталась на родине, жила в городе Снежное Горловского района и работала в Доме детского творчества руководителем кружка декоративно-прикладного искусства. Несмотря на расстояние, женщины не теряли связь, регулярно созванивались и были в курсе важных событий.
Мирная жизнь на Донбассе закончилась в 2014 году. Ларисе довелось изведать все ужасы фронтовой жизни. Дом ее сгорел, а вместе с ним и все документы и вещи. Дети и внуки уехали на другие территории, она осталась совсем одна, да к тому же потеряла зрение.
Ей пришлось жить в ветхом домишке, который уже был выставлен для разборки. Зимой проблем становилось больше, чтобы согреться, необходимо было топить печку, а дрова имелись отнюдь не всегда. Здоровье сдавало с каждым днем. Однажды Лариса вышла на улицу вынести мусор, и, возвращаясь в дом, зацепилась за порог и упала. Добраться до кровати так и не смогла, пролежала на полу, пока ее не нашла работница социальной службы.
В это время связь подруг была потеряна, но они искали друг друга и надеялись, что обязательно увидятся. Спустя почти пять лет с помощью знакомого парня Ларисе удалось через социальные сети найти сына Лиды, так они начали общаться вновь.
Лида звонила часто, старалась поддержать подругу финансово, хотя отправить деньги на территорию Донбасса было довольно проблематично.
А потом пришло понимание, что если сейчас не заберет Ларису к себе, то навсегда ее потеряет.
Не раздумывая, Лида вместе с мужем Василием приняли решение перевезти ее к себе. Нашлись добрые люди, которые согласились довезти Ларису Николаевну до границы, а там ее уже с нетерпением ждала Лидия Владимировна.
Долгожданная встреча состоялась. Были там и горькие слезы, и ни с чем несравнимая радость.
Путь в деревню Варваровщина Кардымовского района был добрым.
Когда Лариса вошла в дом подруги, а произошло это пять лет назад в ноябре, первое, что она сказала: «Как у вас тепло».
Эту историю я рассказываю со слов Лидии Владимировны, которая была совсем немногословна, а вначале нашего общения и вообще не хотела делиться пережитыми событиями, считая, что это очень личное и совсем не заслуживает того, чтобы об этом писать в газете.
Мне пришлось привести множество доводов, чтобы наше общение не прекратилось, еще не успев начаться.
Сегодня Лариса живет в доме подруги Лиды и ее мужа Василия. С помощью неравнодушных людей они сделали ей новые документы, купили ходунки, а когда ноги у Ларисы практически отказали, то приобрели коляску.
Лида переживает, что не может уделять подруге столько внимания, сколько нужно, ведь живя в деревне, держит хозяйство, имеет огород, а все это требует забот и времени.
О Ларисе она говорит так: «Она очень сильный и волевой человек. В постоянной темноте, не имея возможности передвигаться самостоятельно, без кисти на одной руке она находит в себе силы поддерживать меня морально. Я благодарна Богу, что, спустя столько времени, он все же свел нас вместе. Конечно, она устала от боли, я это знаю и понимаю, но я рада, что она со мной, чувствую, что каждую минуту меня ждет дорогой мне человек».
Многие не верят в силу дружбы, считают, что это пережиток прошлого, но такие факты говорят об обратном. Дружба способна делать настоящие чудеса: спасать жизнь, наполнять ее смыслом, дарить радость…
Немного позже мне удалось пообщаться и с самой Ларисой Николаевной. Вот что поведала она:
— Лида моложе меня почти на 10 лет, но это никогда не мешало нашей дружбе.
Как только территории Донбасса стали обстреливаться со стороны Украины, взрывы быстро докатились до тех мест, где жила я. Многих мирных жителей поубивало. Саур-могилу в Горловском районе заняли бандеровцы и своими танками уничтожили и сравняли с землей захоронения воинов Красной Армии. Стреляли по Новопавловке Луганского района.
От обстрелов мы с матерью никуда не прятались, просто было некуда. Однажды только чудо спасло меня от неминуемой гибели: начался обстрел, я побежала в дом, и уже в дверях меня настиг осколок, который пробил юбку, но тело не задел. Я его сохранила и привезла с собой.
Последнее время жилось сложно, всегда ждала звонка от Лиды как глотка чистого воздуха. А когда она сказала: «Едь ко мне», — сердце мое чуть не остановилось.
Живется мне в ее доме очень хорошо: чистое белье, мягкие подушки, забота и внимание. Просто как в раю.
Сразу как только я приехала, никак не получалось оформить гражданство и пенсию, но мир не без добрых людей.
Сначала я познакомилась с замечательной, добрейшей женщиной, нашим сельским фельдшером Людмилой Викторовной Алексеевой, которая не только профессионал своего дела, но и редкой души человек. Она обеспокоилась моим положением и обратилась за помощью в районную администрацию. И снова мне повезло, приехал к нам Дмитрий Владимирович Тарасов, в то время заместитель главы района, он подключил соцзащиту, «организовал» скорую и дело пошло. Уже три года как я гражданка России и получаю пенсию по инвалидности первой группы.
Если бы Лида и Вася меня тогда не забрали, меня бы уже не было на этом свете, а так я живу «как у Христа за пазухой».
Лидочка откровенная, бесхитростная, честная и простая. Мы чувствуем связь друг с другом даже на расстоянии.
Вася и Лида мои ангелы-хранители, моя семья. Жалеют меня как родную, видимо, это и есть «любить по-русски».
Ольга Склярова