В рамках социально значимого проекта «Служу Отечеству штыком, пером и верой»
В канун 80-летия Великой Победы в парке поселка Кардымово торжественно открыли Аллею Героев.
Идея сделать Аллею с именами уроженцев Кардымовского района, удостоенных высокого звания Героя Советского Союза за боевые подвиги в годы Великой Отечественной войны появилась давно, пожалуй, с 2014 года, когда были начаты первые работы по благоустройству в парке, начали рассматривать различные варианты ее устройства: с бюстами Героев СССР, портретами, в виде стендов… И вот, давняя мечта кардымовцев исполнилась.
На мероприятие собралось много жителей поселка и гостей.
Почетное право перерезать красную ленту было предоставлено Ирине Сергеевне Решетовой, дочери героя Советского Союза Сергея Никитича Решетова, и Марии Никифоровне Сафроновой, бывшей малолетней узнице фашистских концлагерей, долгое время возглавлявшей районную общественную организацию бывших малолетних узников фашистских концлагерей.
Кардымовская земля — родина шести Героев Советского Союза — Матвея Андреевича Ефимова из деревни Пашково, Ивана Григорьевича Воробьева из деревни Гончарово, Петра Федоровича Макарова из деревни Горюпино, Алексея Сергеевича Юдина из деревни Бишкарево, Владимира Федоровича Павлова из деревни Попово и Сергея Никитича Решетова из деревни Лёшенки.
У каждого героя своя судьба, но объединяет всех их не только малая родина, но и служение интересам родной страны, верность долгу, отвага и патриотизм.
Теперь каждый желающий может пройти по Алле, посмотреть портреты земляков – Героев и прочесть информацию о них. В случае появления желания узнать о наших героических земляках больше, можно прямо по алле дойти до районного историко-краеведческого музея.
Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
Иван Григорьевич Воробьёв
Иван Воробьёв родился 24 января 1920 года в селе Гончарово Кардымовского района.
Окончил семь классов школы, а в 1939 году — Смоленский техникум физической культуры и одновременно аэроклуб.
В августе 1940 года Воробьёв был призван на службу в Красную Армию. В 1940—1941 годах учился в военной авиационной школе лётчиков в Минской области Белорусской ССР, в 1942 году окончил Пермскую военную авиационную школу лётчиков. С ноября 1942 года воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл путь от лётчика до командира авиационной эскадрильи. Принимал участие в боях на Северо-Кавказском и 4-м Украинском фронтах. Участвовал в Сталинградской битве, освобождении Кубани и Крыма.
С июля 1944 года капитан Иван Воробьёв являлся заместителем командира эскадрильи 190-го штурмового авиаполка (214-й штурмовой авиадивизии, 15-й воздушной армии, 2-го Прибалтийского фронта). К осени 1944 года он совершил 129 боевых вылетов, сбил 2 самолёта в воздушных боях и 9 уничтожил на аэродроме.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за «мужество и героизм, проявленные в боях с немецкими захватчиками» капитан Иван Воробьёв был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4515.
Всего за время войны он совершил 179 боевых вылетов на штурмовике «Ил-2», сбил 3 вражеских самолёта. Два раза его самолет был подбит (в 1942 и 1944 годах), оба раза садился на вынужденную посадку. В 1945 году Воробьёв окончил Липецкие высшие авиационно-тактические курсы. В июле 1946 года в звании майора был уволен в запас. В 1948—1951 годах он был лётчиком транспортного отряда Министерства авиационной промышленности СССР. С 1951 года — лётчиком-испытателем авиационного завода № 30 в Московской области. Участвовал в испытаниях пассажирских самолётов «Ил-14» и «Ил-18», сверхзвуковых истребителей «Су-9» и «МиГ-21», а также их различных модификаций.
Погиб 24 января 1965 года в возрасте 45 лет во время испытательного полёта на самолёте «МиГ-21ПФ». Похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы.
Иван Григорьевич Воробьёв — Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1964). Награждён тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Александра Невского, орденами Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, а также рядом медалей.
В честь И.Г. Воробьёва решением горисполкома от 25 марта 1965 года названа улица в городе Смоленске. В Луховицах ему установлен памятник.
Матвей Андреевич Ефимов
Матвей Ефимов родился 5 августа 1909 года в деревне Пашково Кардымовского района. Окончил 7 классов школы. Участвовал в создании первого в округе колхоза, работал в нём. В 1931 году окончил военные курсы шофёров при Смоленском райвоенкомате. В октябре этого же года призван в Красную Армию. Служил в 6-м учебном танковом полку 6-й Чонгарской кавалерийской дивизии. В январе 1933 года демобилизован.
В 1934 году окончил Высший коммунистический сельскохозяйственный университет имени Я.М. Свердлова в Москве.
В 1937 году после окончания Ейского военно-морского авиационного училища имени тов. Сталина служил в нём инструктором-лётчиком, военным комиссаром авиаэскадрильи, а с декабря 1940 года стал командиром звена 5-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота.
С 22 июня 1941 года по август 1942 года – командир звена истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота. Участник обороны Ленинграда. Прикрывал Кронштадт, корабли флота от налётов вражеской авиации, Дорогу жизни по Ладожскому озеру, вылетал на штурмовку войск противника, сопровождение бомбардировщиков, на разведку.
На апрель 1942 года Матвей Андреевич Ефимов совершил 280 боевых вылетов, в 89 воздушных боях сбил лично 3 и в группе 19 самолётов противника.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, гвардии капитану Ефимову Матвею Андреевичу 14 июня 1942 года присвоено звание Героя Советского Союза. Во время войны летал на самолётах МиГ-3, Як-1, ЛаГГ-3. Матвею Андреевичу в 1942 году был вручён самолёт «Харрикейн» с нанесёнными 25 звёздами и надписью: «Победы гв. к-на М.А. Ефимова».
С августа 1942 г. – военный комиссар, с октября 1942 г. – заместитель командира 3-го гв. истребительного авиаполка по политической части. Награждён двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени.
Погиб Матвей Андреевич Ефимов 7 января 1943 г.
Похоронен на Русском (городском) кладбище в городе Кронштадте (ныне в черте Санкт-Петербурга).
В Санкт-Петербурге его именем названа улица, на одном из домов установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев Советского Союза морской авиации Балтийского флота, установленной на Аллее Славы в Кронштадте.
Пётр Фёдорович Макаров
Родился Петр Макаров 7 ноября 1922 года в деревне Горюпино Кардымовского района.
В 1935 году переехал в деревню Воротышино Ярцевского района, где окончил семь классов школы и работал в колхозе.
В июле 1941 года Макаров был призван на службу в Красную Армию. В 1942 году он окончил Рижское пехотное училище. С мая того же года воевал на фронтах Великой Отечественной войны.
К ноябрю 1943 года лейтенант Пётр Макаров командовал ротой 520-го стрелкового полка 167-й стрелковой дивизии 38-й армии 1-го Украинского фронта. Отличился во время освобождения Киева.
3 ноября 1943 года рота Макарова прорвала немецкую оборону и начала продвижение вперёд. Во время отражения немецкой контратаки она уничтожила несколько танков и обратила в бегство немецкую пехоту, после чего освободила посёлок Детский санаторий. 4 ноября в районе Пущи-Водицы, когда продвижение роты сковал пулемёт, Макаров скрытно подобрался к нему, уничтожил его гранатой, но и сам при этом получил ранение в ногу. Лишь после полного освобождения Пущи-Водицы Макаров отправился в госпиталь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 января 1944 года за «образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецкими захватчиками» лейтенант Пётр Макаров был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.
После окончания войны Макаров продолжил службу в Советской Армии. В 1956 году окончил Военную Академию имени Фрунзе.
Был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды, рядом медалей.
В 1976 году в звании полковника Макаров был уволен в запас. Проживал и работал в Ташкенте. Ушел из жизни 20 апреля 2006 года.
Владимир Федорович Павлов
Владимир Павлов родился в деревне Попово Тюшинского сельсовета Кардымовского района в 1918 году. Окончил Тюшинскую семилетнюю школу и три курса Смоленского финансово-экономического техникума. В 1938 году по комсомольскому набору направлен в школу летчиков Гражданского воздушного флота. Окончил ее в 1940 году и был оставлен инструктором учебной эскадрильи. С января 1942 года назначен командиром корабля в транспортную авиацию Западного фронт.
В годы Великой Отечественной войны командир экипажа тяжелой транспортной машины гвардии лейтенант Владимир Павлов совершил свыше 300 вылетов через линию фронта к партизанам Смоленщины, Белоруссии, Украины, Крыма. Он сбрасывал десанты, доставлял оружие и боеприпасы, вывозил раненых. Летать приходилось в любую погоду, днем и ночью, под зенитным огнем, отбивая атаки вражеских истребителей. Отважных летчиков транспортной авиации никогда не забудут наши славные партизаны.
В мае 1944 года экипаж Владимира Павлова, перелетев через Иран, Сирию и Египет, прибыл на англо-американский военный аэродром Бари в Италии. Его назначили в авиагруппу особого назначения, снабжавшую партизан Балканского полуострова.
18 сентября 1944 года Павлов вместе со своим земляком, уроженцем Холм-Жирковского района, лейтенантом Михайловым получил особо важную задачу: перебросить на своих самолетах группу руководящих офицеров Народно-освободительной армии Югославии с острова Вис на Адриатическом море к партизанским соединениям, сражавшимся в тылу противника. Выполняя этот полет, советские самолеты пересекли всю территорию Югославии, занятую врагом, и благополучно вернулись на свой аэродром.
В ночь с 4 на 5 октября 1944 года гвардии лейтенанту Павлову было поручено выполнение сквозного рейса с аэродрома Бари к командованию советских войск в Румынии. Владимир Федорович ночью совершил посадку на крохотном горном аэродроме в тылу фашистов, захватил группу советских и югославских офицеров и переправил их через линию фронта. Заправив машину горючим, он снова вернулся к партизанам, взял раненых и доставил их в Бари.
Всего в эту ночь Павлов пролетел более 2500 километров над вражеской территорией и совершил две посадки на горном партизанском аэродроме.
За героизм, упорство и высокое летное мастерство при выполнении особо важных заданий командования по обеспечению боевых действий Народно-освободительной армии Югославии Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Павлов Владимир Федорович удостоен звания Героя Советского Союза.
Владимир Федорович Павлов – кавалер четырех советских орденов и десяти медалей. Кроме ордена Ленина он удостоен двух орденов Красного Знамени и ордена Трудового Красного Знамени, а также награжден орденами Социалистической Федеративной Республики Югославии и Германской Демократической Республики.
В течение десяти лет до 1977 года Владимир Федорович работал в Центральном управлении международных воздушных сообщений гражданской авиации. Являясь командиром межконтинентального воздушного лайнера Ил-62, он летал в страны Америки и Африки, в Японию и другие страны. Прослужив в авиации 36 лет и налетав 22 тысячи часов, он по состоянию здоровья оставил летную работу.
Имя нашего земляка увековечено на Аллее Героев в Сквере Памяти Героев в Смоленске, его именем названа улица города.
В парке на Аллее Славы во Внуково, где жил Павлов, установлен стенд с информацией о нем.
Имя Владимира Федоровича Павлова выгравировано в Зале Славы Музея Победы на Поклонной горе.
Сергей Никитич Решетов
Родился Сергей Решетов 28 марта 1923 года в деревне Лешенки Кардымовского района. Окончив в 1940 году Кардымовскую среднюю школу и получив аттестат зрелости, работал учителем Тюшинской начальной школы. Но мечта стать морским офицером неустанно влекла его, и в 1941 году он поступил в военно-морское училище.
Когда началась Великая Отечественная война, он рвался на фронт, писал один рапорт за другим. Но на фронт отправляли только старшекурсников. Наконец очередь дошла и до него. Из 300 добровольцев отобрали 100 человек. Курсант Решетов попал во вторую роту, которая вошла в состав батальона автоматчиков только что сформированной 34 отдельной морской бригады.
Бригаду сразу бросили в бой против немецких войск, прорвавшихся в районе Нальчика.
Морская пехота заняла оборону на подступах к Орджоникидзе. Именно на этом направлении противник сосредоточил свой главный удар, собрав большое количество живой силы и техники, особенно танков.
Десять дней морские пехотинцы, среди которых был и Сергей Решетов, держали оборону против превосходящих сил врага. Бывало, за сутки отражали до 10 яростных атак. Противник так увяз на этом направлении, что, в конце концов, оказался в кольце наших войск: крупная группировка, попавшая в окружение, вскоре была уничтожена. Бригада морской пехоты за это время тоже понесла немалые потери, и ее сняли с фронта, чтобы пополнить свежими силами и новой техникой.
За время кратковременной передышки Сергей Решетов успел пройти курсы младших лейтенантов, и в качестве командира роты был снова направлен в действующую армию.
В начале ноября 1944 года 703 Белградский стрелковый полк, в который входила и рота Решетова, получил боевое задание: форсировать Дунай в районе селений Бездан и Ватина. В полночь на противоположный берег отплыла первая десантная группа. Десант был обнаружен, и немцы открыли по нему прицельный огонь. Ни одна лодка не добралась до противоположного берега. Была предпринята попытка высадиться второй группой, но и ее постигла неудача.
Стали формировать третий, командовать которым поручили младшему лейтенанту Решетову.
К берегу противника поплыли далеко за полночь. До песчаной отмели оставалось совсем немного, как вдруг все пространство вокруг осветилась десятками ракет, застрочили тяжелые пулеметы. Несколько лодок сразу затонули, другие, неуправляемые, понесло вниз по течению.
Две лодки, на одной из которых находился Сергей Решетов, все же смогли пробиться сквозь плотный пулеметно-минометный огонь и причалить к берегу. Не раздумывая, десантники с ходу пошли в атаку, понимая, что промедление смерти подобно. Забросав первую траншею противника гранатами, Решетов с горсткой бойцов вступили в неравную схватку.
Бой проходил в кромешной тьме. Немцы были ошеломлены этим яростным натиском и стали разбегаться. За короткое время десантники сумели захватить 4 небольших домика и, закрепившись в них, приготовились к контратаке противника.
За форсирование Дуная и бои на плацдарме у селения Ватина 233-я стрелковая дивизия была награждена орденом Суворова. Из состава дивизии 11 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. В списках награжденных, и младший лейтенант Сергей Никитич Решетов.
Высокую награду он получил в день своего рождения — 28 марта 1945 года.
День Победы Сергей Решетов встретил в Вене.
После войны Сергей Решетов вернулся в родное училище. В 1949 году его направили для дальнейшего прохождения службы на главную базу Черноморского флота — в Севастополь.
В запас капитан 1 ранга Сергей Никитич Решетов вышел в 1976 году, после этого еще 18 лет работал во всесоюзном объединении «Атлантика». Обладая твердым характером и невероятной работоспособностью, он вел активную общественную деятельность, был членом правления Московского клуба Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы.
Герой СССР Сергей Никитич Решетов награжден орденом Ленина, орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями: «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта» и другими знаками отличия.
Имя Сергея Никитича Решетова с 2000 года с гордостью носит Кардымовская средняя школа. На здании школы в его честь установлена мемориальная доска.
Умер С.Н. Решетов 4 декабря 1919 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Алексей Сергеевич Юдин
Родился Алексей Юдин 9 августа 1914 года в деревне Бишкарёво Кардымовского района. Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на заводе в Смоленске. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С 12 октября 1941 года лейтенант Алексей Юдин на фронтах Великой Отечественной войны, служил пилотом в составе 270-го ИАП (25-я авиационная дивизия, ВВС Крымского фронта), выполнил более 70 боевых вылетов на И-153 (в основном на штурмовку войск и техники противника). С июля 1942 года старший лейтенант Юдин воевал в 183-м ИАП в должности заместителя командира (одновременно и штурмана) эскадрильи. Летал на Як-1 и Як-7.
К середине июля 1943 года он – капитан, командир эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками Алексею Юдину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 1095).
8 января 1944 года майор А. С. Юдин не вернулся с боевого задания в районе Кировограда. К этому времени совершил около 250 (по другим данным 270) боевых вылетов, проведя около 70 воздушных боёв, сбил 13 самолётов противника лично и 8 — в группе с другими лётчиками.
Место смерти не установлено.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды, медалями.
Подготовила Ольга Склярова, по материалам Кардымовского районного музея