Ветеран боевых действий — о реалиях Первой чеченской войны

В рамках социально значимого проекта «Служу Отечеству штыком, пером и верой»

Первая чеченская кампания (Операция по восстановлению конституционного порядка в Чечне, первая чеченская война) продолжалась с декабря 1994 года по август 1996 года. По данным МВД России, в 1994-1995 годах в Чечне погибли в общей сложности около 26 тысяч человек, в том числе 2 тысячи человек – российские военнослужащие, 10-15 тысяч – боевики, а остальные потери – мирные жители.

Сегодня я рассказываю о событиях той войны со слов непосредственного участника, ветерана боевых действий Виктора Ивановича Кушлянского.

Справка:

 Кушлянский Виктор Иванович с 1990 по 2014 годы проходил службу  в МВД от сержанта до подполковника, ветеран боевых действий, ветеран труда.  Служба проходила в уголовном розыске, подразделениях полиции общественной безопасности. В настоящее время Виктор Иванович пенсионер МВД.

Виктор Иванович, как вы оказались в Чечне?

— В Чечню я уехал добровольцем в декабре 1995 года. В то время я служил в органах МВД оперуполномоченным уголовного розыска, в Заднепровском ОВД города Смоленска. Ситуация была простая, у меня там в командировке, в составе сводного отряда Смоленского УВД, находился двоюродный брат, он проходил службу в СОБРе. Также там были многие из моих друзей-омоновцев. (Я службу начинал в ОМОНе), да и до этого напарник уехал туда в командировку. И вот одним обычным утром я пришел на работу, на крыльце стоит и курит начальник отдела уголовного розыска Павлов Олег Анатольевич. Здороваюсь, спрашиваю:

—  Как дела?

— Да, нормально, Витя, только вот надо в Чечню, в командировку,  опять кого-то отправлять.

— А что, уже есть желающие?

— Да нет…

— Ну, считайте, что есть.

— А кто?

— Да я!

Так я и уехал. Приехали мы на место как раз на годовщину с начала событий. Служба была интересной, но не безопасной. Хотя тогда мы не думали об опасности, были молодыми, горячими. Нам все тогда казалось неопасным…

— Сколько лет вам было тогда?

 — Мне было 23 года

— Семья уже была?

— Да, я  был женат, и сыну было почти 2 годика.

— Как супруга восприняла ваш отъезд в командировку?

— Как нормальная женщина, ну вы понимаете,  о чем я…. Но тогда многие служащие органов отправлялись в командировку в Чечню. Силы МВД привлекались не только для поддержания правопорядка, но и для проведения контртеррористических операций.

— Кто входил в состав вашего отряда?

— Это был сводный отряд МВД России, состоящий из оперуполномоченных уголовного розыска.

С какими главными трудностями вам пришлось сталкиваться на войне?

— Достаточно посмотреть на кадры кинохроники и фото с той войны, чтобы понять, что вся Чечня на тот момент представляла собой только две субстанции: непролазную грязь, в которой вязла даже бронетехника, и горы. Передвигаться по местности с непривычки было очень сложно.

Как к вам относились местные жители?

— Сложности были в общении и менталитете. Мы старались поддерживать ровные отношения с мирным населением, помогали продуктами питания по возможности. В ответ они старались также и нам помочь. Но были и случаи, когда мирные жители заманивали российских солдат в засады.

В чем состояла ваша основная задача?

Мы занимались в основном вызволением из плена наших ребят, переговорными процессами с населением. Местные, хотя и не все, но шли на контакт, тогда очень четко работали все наши спецслужбы. Еще занимались изъятием оружия у населения, поиском схронов, устанавливали личности убитых, искали без вести пропавших, бывало, что приходилось и эксгумировать тела наших бойцов и мирного населения. В памяти и в душе это все осталось. Обстрелы шли постоянно из ближайших домов, подвалов, откуда только можно, в основном в ночное время это происходило. К сожалению, многие из ребят остались там навсегда.

 Среди них мой друг — Герой России (посмертно) Владимир Максаков. В этой командировке мы до конца были вместе. Из очередной командировки  он, к сожалению, не вернулся. На фото он слева, здесь мы в минуты отдыха чуть подурачились, ведь нормальным людям ничего человеческое не чуждо, несмотря  на то, в какой ситуации они находятся.

СПРАВКА:

Родился Владимир Максаков 27 октября 1972 года в Смоленске в рабочей семье. В 1990 году окончил среднюю школу № 8. С 1990 по 1992 год служил в Вооруженных Силах.

После увольнения в запас возвратился в Смоленск и в марте 1993 года поступил в милицию. Прошел соответствующую подготовку и стал милиционером-бойцом ОМОНА при Смоленском областном управлении внутренних дел.

Старший прапорщик Максаков дважды выполнял служебный долг в зоне чрезвычайного положения в Северной Осетии и четырежды в зоне боевых действий на территории Чеченской Республики.

За безупречное исполнение служебных обязанностей, воинского долга, примерную службу награжден медалью «За отличие в охране общественного порядка», удостоен нагрудного знака «Отличник милиции».

Во время очередной командировки на Северный Кавказ 31 мая 1996 года в поселке Шали в составе группы принимал участие в плановой операции по проверке паспортного режима, обнаружению и изъятию незаконно хранящегося оружия.

На дорожном перекрестке в центре поселка два БТР, на броне одного из которых находился Максаков вместе с солдатами внутренних войск, были блокированы боевиками. Главарь бандформирования предложил бойцам сдаться и разоружиться. Максаков, видя, что молодые солдаты растерялись, принял решение начать переговоры и дать сигнал ракетами об опасности. Однако за несколько минут до прибытия группы, которая спешила на помощь, завязался неравный бой.

Первые же выстрелы старший прапорщик принял на себя и получил тяжелое ранение. Несмотря на это, он продолжал руководить боем, точно вел прицельный огонь из автомата, при этом уничтожив гранатометчика и прикрывавшего его боевика. Максаков вел бой до тех пор, пока не потерял сознание. В результате боя 3 боевика, в том числе полевой командир, были убиты, еще 13 – взяты в плен.

Максаков был доставлен в больницу, где, не приходя в сознание, он скончался от полученных ран и кровопотерь.

Указом Президента Российской Федерации от 18 декабря 1997 года за мужество и героизм при выполнении специального задания старшему прапорщику Максакову Владимиру Александровичу посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Имя В.А. Максакова увековечено на Аллее Героев в Смоленске. В здании УВД по Смоленской области ему установлен бюст. На здании школы, где он учился, установлена мемориальная доска, а в самой школе был устроен музей, посвященный Максакову. Его именем названа одна из улиц Смоленска.

Как правило, сводные отряды милиции отравляли для поддержки основных сил. Они не принимали активного участия в боевых действиях, выполняя вспомогательные функции. Но не стоит думать, что они сидели там в безопасности. Проблем хватало и у них. Тут стоит добавить, что к военным операциям привлекались именно силы спецназа МВД, а не простые милиционеры. Хотя бывали и исключения.

В заключение стоит сказать, что из Чеченской военной кампании российская армия извлекла немало уроков.

                                              Беседовала Светлана Казакова