Приоритет нового федерального бюджета – исполнение социальных обязательств

Правительство России внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2025 г. и плановый период 2026 — 2027 гг. Ключевые приоритеты: выполнение всех социальных обязательств перед гражданами и решение задач, обозначенных Президентом Владимиром Путиным.

Бюджет верстался на базе Послания Президента Федеральному Собранию. В первую очередь, документ предусматривает безусловное выполнение всех социальных обязательств государства. Также средства направлены на обеспечение темпов роста российской экономики.

Особая роль в подготовленном Правительством документе, как и было запланировано, отводится финансированию новых национальных проектов: в бюджетной трехлетке 2025 – 2027 годов запланировано 5,7 трлн рублей в 2025 году, 6,2 трлн рублей в 2026 году и 6,3 трлн рублей в 2027 году. Наиболее значимые нацпроекты — «Семья» (8,6 трлн рублей) и «Инфраструктура для жизни», (3,9 трлн рублей).

Проект сформирован на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития. Согласно прогнозу, в 2025 – 2027 годах российская экономика вырастет на 2,5 – 2,8% ВВП. Также новый бюджет предполагает, что с 2028 по 2030 годы рост экономики России продолжится на 3,0 – 3,2% ВВП, что соответствует национальным целям развития. 

Все это позволит значительно увеличить инвестиции в ключевые направления развития. Проект нового бюджета наглядно демонстрирует приверженность государства выполнить все социальные обязательства, реализовать цели национального развития, определенные Президентом.

Как вы оцениваете основные параметры бюджета и расставленные в нем приоритеты? Каких результатов вы ожидаете от реализации национальных проектов? Как, по вашему мнению, принятие нового бюджета отразится на жизни вашего региона?

Новиков Дмитрий Владимирович, координатор проектов в Центре Управления Регионом

Принятие нового бюджета существенным образом отразится на жизни смолян. Особенно важно, что в приоритетном порядке финансовые средства направят на реализацию нацпроектов «Семья» и «Инфраструктура для жизни».  

Данные меры позволят Смоленской области изменить ситуацию в одной из наиболее проблемных сфер – демографии. Расширение мер поддержки семей с детьми, улучшение жилищных условий – те меры, которые сегодня необходимы региону. Они позволят снизить отток молодых специалистов из Смоленской области, выправить ситуацию с низкой рождаемостью.  

Проект нового бюджета социально ориентирован. Это будет положительно отражаться на жизни каждой конкретной смоленской семьи.

Понажев Юрий Олегович, юрист

Проект федерального бюджета на 2025 и плановый период 2026-2027 годов впервые поступил в Государственную Думу не на физическом носителе, а посредством межведомственного электронного документооборота. Ранее поступление в Госдуму федерального бюджета было ярким мероприятием: сотрудники фельдъегерской службы заносили на Охотный ряд тяжёлые мешки с документами, содержащими отпечатанный проект бюджета. Затем бюджет стали приносит в виде флешки или дискеты. А теперь к журналистам просто вышел председатель бюджетного комитета Госдумы Андрей Макаров и сообщил, что бюджет поступил в Госдуму по электронным каналам связи. Некоторые государственные мероприятия, таким образом, упрощаются и оптимизируются, но куда-то уходит антураж, указывающий на важность текущего момента для развития страны.

Что касается проекта бюджета, следует отметить, что он лучше отвечает социальным запросам граждан, чем бюджеты предшествующих лет. Вводится полноценная прогрессивная шкала налогообложения (хотя и не такая сильная прогрессия в отношении наиболее высокодоходных групп, как в других странах, а значительные выплаты по дивидендам акций могли бы облагаться в большей степени). Работающим пенсионерам впервые за долгое время проиндексируют пенсии (хотя рост поступлений страховых взносов даёт возможность поставить вопрос и о снижении пенсионного возраста, особенно по окончании СВО). Социальные обязательства государства являются, как всегда, защищёнными. Зарплаты и пенсии, как правило, выплачиваются в срок и обеспечены полноценным бюджетным финансировнием, что выгодно отличает ситуацию с бюджетом от 1990-х годов. Хотя наличие в бюджете средств, как показал случай с проектом “Большой российской энциклопедии», не всегда означает их доведение до конечных получателей — сотрудникам проекта задерживали зарплату, и только после выхода их на пикет долги обещали погасить, при этом финансирование было выделено в полном объёме. Это говорит о том, что вопрос бюджетной дисциплины и исполнения бюджета является не менее важным, чем формирование проекта, и работа горе-исполнителей может привести к сложным социальным последствиям на низовом уровне.

Следует также отметить, что в бюджете предусмотрена опережающая индексация доходов бюджетников, перечисленных в майских указах (врачи, учителя и т.д.), чтобы соотносить рост их доходов с ростом зарплат в среднем по стране. Однако индексация зарплат иных бюджетников предусмотрена на уровне 4,5%, а в 2024 году она предусмотрена на уровне 5,1%. Эти цифры ниже реальной инфляции, однако индексация окладов таких бюджетников на разницу между прогнозной и реальной инфляцией систематически не производится, что ведёт к снижению привлекательности рабочих мест в бюджетном секторе, не охваченных “майскими указами”, падению качества найма рабочей силы на такие рабочие места и её оттоку в коммерческий сектора. Следует также отметить, что для полноценной реализации национальных целей развития проект бюджета должен предусматривать намного большие расходы, которые можно обеспечить в случае роста поступлений от нефтегазовой промышленности и металлургии, алкогольной индустрии, банковского сектора и т.п., а существенный рост таких поступлений может быть обеспечен только при переходе большей части таких предприятий под государственный контроль. Кроме того в настоящее время бюджет вынужденно несёт большие военные расходы. Это обусловлено тем, что накачка Украиной западными вооружениями достигла беспрецедентных масштабов; военные расходы Киева в прошлом году составили 137% ВВП (по данным SIPRI за 2023 год, процитированным в газете “Коммерсантъ”, что является не имеющей аналогов ситуацией в мировой истории. На раздел «Социальная политика» проектом бюджета в 2025 г. заложено 6,4 трлн руб., что на 18,6% меньше расходов на него в федеральном бюджете на 2024 г. (почти 7,9 трлн руб. с учетом июльских поправок). По аналогии с поправками в текущий бюджет может существенно увеличиться и объем средств на социальные программы непосредственно в 2025 г., как полагает источник “Ведомостей” в социальном комитете. Многое будет зависеть от выборов в США 5 ноября 2024 года и от изменения соотношения сил на поле боя.

В целом проект бюджета подготовлен реалистично и неплохо проработан. Нужно предусмотреть инвестиционные вычеты для налога на прибыль и механизм распределения средств между регионами в связи с повышением НДФЛ. Нужно предпринимать меры по борьбе с инфляцией, которая часто оказывается выше прогнозов, и при этом не задирать избыточно ключевую ставку, поскольку высокая ключевая ставка сдерживает инвестиционный потенциал предприятий. В ходе работы над поправками хотелось бы добиться выделения большего объёма средств на модернизацию здравоохранения и развития сельских территорий. Большинство национальных проектов оцифрованы и их реализация вполне возможна; но изменение демографической ситуации  трудно достижимо. 

Что касается Смоленской области, это дотационный регион, хотя и с улучшившейся динамикой развития. Смоленщине всё ещё нужна значительная федеральная поддержка на модернизацию социальной инфраструктуры и улучшение ситуации в сфере демографии. Хотелось бы выразить надежду на возможность дополнительного поступления в регион средств от налоговой реформы и на выравнивание демографической ситуации, о чём говорилось в послании президента. Было бы неплохо развивать идею специальных экономических зон в регионе для привлечения новых инвестиций; в связи с этим необходима поддержка федерального центра на реализацию таких проектов, так особая экономическая зона “Стабна” уже явно показывает перспективы своего развития.