Создание новых производств на базе «Рославльских тормозных систем» и «Ярцевского металлургического завода» обсудили на рабочей встрече Губернатора Смоленской области Василия Анохина и Министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова. По итогам совещания было решено совместно проработать вопросы финансирования инициатив, а также достигнута договоренность о предоставлении Правительством Смоленской области максимального набора налоговых льгот и преференций для их реализации.
«Реализация масштабных промышленных проектов внесёт весомый вклад в развитие экономики области. Благодаря модернизации двух смоленских предприятий будут созданы современные импортозамещающие производства, выпускающие востребованную на рынке продукцию. Благодарю Антона Андреевича за поддержку в столь значимом для нашего региона вопросе!», – отметил Губернатор Смоленской области Василий Анохин.
Программа развития «Рославльских тормозных систем» предполагает организацию выпуска импортозамещающей продукции, востребованной ведущими автопроизводителями: «КамАЗом», «Уралом», «ГАЗом», «НЕФАЗом» и «МАЗом». Благодаря реализации проекта у крупнейшего машиностроительного предприятия в области десятикратно вырастет выручка и достигнет объёма в 10 млрд руб.
Еще одна тема рабочей встречи – это создание производства холоднокатаного проката на «Ярцевском металлургическом заводе». Сильные стороны проекта – гарантированный спрос со стороны крупнейшей металлобытовой организации, выгодное географическое положение и подготовленная инфраструктура. Благодаря реализации инициативы объём выпуска новой востребованной продукции достигнет до 250 тыс. тонн в год. Для финансирования развития предприятия будут проработаны возможности получения льготного займа Фонда развития промышленности и заключения специнвестконтракта (СПИК 1.0).
Глава Минпромторга России Антон Алиханов поддержал представленные на рабочей встрече инвестиционные проекты и отметил, что их реализация соответствует задачам развития российской промышленности.
Силина Карина Владимировна
20 сентября 2023 года Василий Анохин вступил в должность губернатора. Новый руководитель, заявивший своим лозунгом работу «на новых скоростях», привлек к региону беспрецедентное внимание и поддержку со стороны федерального центра. Результатами стали позитивные изменения в организации медицинского обслуживания, образования, подготовки профессиональных кадров, развития коммунальной инфраструктуры и многое другое.
И вот новые соглашения и достижения губернатора Смоленской области создание производств на базе «Рославльских тормозных систем» предполагает организацию выпуска импортозамещающей продукции, востребованной ведущими автопроизводителями: «КамАЗом», «Уралом», «ГАЗом», «НЕФАЗом» и «МАЗом». Возрождение «Ярцевского металлургического завода», строительство крупнейшей металлобытовой организации, планирование выпуска новой востребованной продукции 250 тыс. тонн в год станет новой вехой в возрождении и развитии промышленности Смоленского региона.
Хочется пожелать дальнейших успехов Василию Николаевичу Анохину и его команде, лишь совместными усилиями мы возродим былую славу Смоленского края.
Иванов Александр Михайлович
Согласно постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 марта 1982 г. № 174 началось строительстве в г. Ярцево Смоленской области специализированного чугунолитейного завода и завода дизельных двигателей Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачева (производственное объединение «ЗИЛ»), сооружаемых подрядными организациями Минэнерго СССР и Минмонтажспецстрой СССР.Технический проект Ярцевского специализированного чугунолитейного завода был утвержден Минавтопромом СССР 21 августа 1973 г. на программу 337,3 тыс. тонн чугунного литья в год. Общая сметная стоимость строительства завода составляла – 438262 тыс. рублей, в том числе строительно-монтажные работы – 256775 тыс. рублей. Сметная стоимость первой очереди завода составляла 371 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 199 млн. рублей строительно-монтажных работ. Сметная стоимость пускового комплекса составила 240,5 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 159 млн. рублей строительно-монтажных работ.
В течение 1972-1973 гг. были проведены подготовительные работы, а в 1974 г. началось строительство предприятия.Ярцевский специализированный чугунолитейный завод предназначался для выпуска отливок из чугуна к автомобилям ЗИЛ. Мощность первой очереди завода составила 333, 3 тыс. тонн изделий в год, в том числе пусковой комплекс – 60 тыс. тонн.
В 1985 г. на строительстве завода было освоено 36,8 млн. рублей капитальных вложений, в том числе 34,1 млн. рублей на объектах промышленного назначения, выполнив строительно-монтажных работ на сумму 17,9 млн. рублей, в том числе 15.5 млн. рублей на промышленных объектах. Также был введен в эксплуатацию административно-бытовой корпус, эстакада инженерных коммуникаций и электрокабельный тоннель, водогрейный котел № 5, ацетиленовая станция, 28,6 тыс. квадратных метров жилой площади и ряд других объектов.
30 декабря 1986 года, в 9 часов 30 минут на плавильную печь номер 30 было подано напряжение. 2 января 1987 года в 15:00 часов московского времени началось плавление металла. Первый анализ показал: чугун хорошего качества, специалисты утверждали – качество ярцевского металла отвечает всем требованиям.
Сооружение завода дизельных двигателей в г. Ярцево было предусмотрено постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 4 марта 1982 г. № 174. Проект на строительство завода был утвержден Минавтопромом СССР 11 декабря 1982 г., сметная стоимость строительства составляла 633,8 млн. рублей, в том числе строительно-монтажные работы – 330,8 млн. рублей. В 1983 г. на сооружении завода было выполнено строительно-монтажных работ на 2 млн. рублей. В 1984 г. на строительстве завода при плане 5,4 млн. рублей было выполнено 6,1 млн. рублей строительно-монтажных работ, в том числе на жилищном строительстве при плане 1130 тыс. рублей было выполнено 1354 тыс. рублей или 120 %. Ввод мощности по выпуску 75 тыс. дизельных двигателей был намечен на 1988 г.
Судьба обоих заводов печальна: завод дизельных двигателей несмотря на все старания и вложения, так и не стал полноценным поставщиком дизельных двигателей для конвейера в Москве. На сегодняшний день производственная база полностью уничтожена. А чугунолитейных завод, давший первый металл в 1987, в итоге был продан, функционировал, но уже не по автомобильной тематике, в начале 2010-х годах прекратил производство. На сегодня в Ярцево на его базе продолжает заниматься литьем ООО «Емф-Технологии».
Это всего лишь некоторые цифры и факты о былом величии смоленской промышленности, хочется верить, что с новым губернатором, на новых скоростях начнется возрождение региона. И лозунг «Живешь на Смоленщине – будь строителем» заново обретет новый смысл и будет использован не только на возрождаемых промышленных объектах, но и даст толчок к развитию иных отраслей чем славился Смоленский край и привлечет население, прекратив его отток в другие регионы страны.