В годы Великой Отечественной войны на территории Смоленщины развернулось широкое патриотическое движение. Люди, оказавшиеся на территории оккупированной врагом, создавали партизанские отряды, подпольные группы, к ним присоединялись красноармейцы, в силу ряда причин отставшие от своих частей, попавшие в окружение или получившие серьезные ранения.
Кардымовское подполье в действии
Кардымовская подпольная организация имела широкую, разветвленную сеть. Ее центр находился в поселке Кардымово, а по всему району были рассредоточены небольшие подпольные группы в деревнях: Мольково, Соколово, Лопино, Ермачки, Тиря, Мелихово, Харино, Марьино, Федурново, Тюшино, Ломейково, Лопино, Шутовка, Бельчевицы.
С осени 1941 года в районе действовали 16 подпольных групп, в составе которых, по официальным данным, насчитывалось около 300 человек. Руководил всей работой секретарь подпольного райкома партии Александр Егорович Гребнев.
Секретарем объединенной партийной организации была утверждена учитель истории Кардымовской средней школы Евгения Родионовна Богречёва. Начальником штаба единодушно утвердили кадрового военного Арташеса Авакяна, пользовавшегося огромным уважением за свою решительность и умение стратегически мыслить.
Авакян был командиром Красной Армии. Война его застала в звании лейтенанта. В дни жарких июльских боев 1941 года он участвовал в защите Смоленска и был ранен. Не желая попасть в плен, Авакян стал самостоятельно пробираться к фронту. Его, выбившегося из сил, подобрал и укрыл у себя в доме староста деревни Васильево Кондратов. Он и свел Арташеса с подпольщиками.
Подпольщики занимались распространением советской агитации, собирали и переправляли партизанам оружие, поставляли людей, занимались диверсиями на предприятиях и в колхозах, выводили из строя машины, укрывали раненых красноармейцев, подрывали составы с военной техникой на железной дороге, устраивали засады и отбивали обозы с продовольствием и одеждой.
Большую помощь подпольщикам оказывал заведовавший Цурьковской мельницей Н. И. Томс. Мельница служила своеобразной перевалочной базой и местом тайных встреч партизан и подпольщиков.
В феврале-марте 1942 года Кардымовский райком партии при помощи подпольщиков провел среди населения сбор средств на танковую колонну «Смоленский партизан». Было собрано и доставлено на «большую землю» 13 тысяч рублей. Также была проведена подписка на военный государственный заем. Население района подписалось на 19 тысяч рублей.
С конца января 1942 года обстановка в районе начала заметно накаляться. На станцию Кардымовоприбыли эшелоны с военной немецкой техникой и людьми 1-ой танковой дивизии. Штаб дивизии и 7-ой танковый полк расположились в поселке Кардымово и окрестных деревнях. Отдел контрразведки (отдел «1-С»), полевая жандармерия и ремонтная рота разместились в центральной усадьбе совхоза «Мольково».
Все пути за Днепр были перекрыты. Населению строго-настрого запрещалось выходить за пределы своих деревень, был введен комендантский час. С наступлением темноты до полного рассвета выходить из дому не разрешалось. Начались повальные обыски, облавы, аресты. Населенные пункты в полосе шириной в 5 километров, расположенные юго-восточнее линии Ляхово-Лобаново -Тюшино-Королево было решено сжечь. Этими «мероприятиями» занимались карательные отряды.
Подготовка к выходу из подполья
Подпольщики и партизаны не сидели без дела. Было принято решение провести восстание и приурочить его к 23 февраля — Дню Красной Армии. Партизаны должны были начать наступление от Днепра и выйти на станцию Кардымово. Подпольщики рассчитывали взорвать водокачку на ЖД станции, шоссейный мост, забросать гранатами комендатуру, штаб танковой дивизии и дома, где жили гитлеровцы.
Первыми должны были выступить мольковцы и разгромить штаб карателей, захватить тюрьму, освободить заключенных и вооружить их. 18 февраля на квартире подпольщика Смирнова в деревне Мольково состоялось собрание, где были оговорены важные моменты перехода к открытым действиям.
Погибли как герои
Но 20 февраля начались массовые аресты членов подпольной организации.
Нашелся предатель, который рассказал о совещаниях и выдал планы подпольщиков врагу.
Начались повальные обыски. Аресты продолжались до 22 февраля. У подпольщиков были найдены винтовки, ящики с патронами, подготовленный к бою ручной пулемет с заряженными дисками, сотни гранат. Гитлеровцам удалось схватить всех членов подпольной организации.
В подпольном штабе, после разгрома мольковской и соколовской групп, решили повременить с вооруженным выступлением. Патриотов ввело в заблуждение то обстоятельство, что за пределами Молькова, Соколова и Ермачков гитлеровцы никого не тронули, и они решили, что провал носит случайный местный характер.
Выступление подпольных групп в поселке Кардымово и окрестных деревнях решено было начать 1 марта. Но беда грянула раньше.
Первыми были арестованы Арташес и Мария Шалунова. Евгения Богречева собрала членов подпольного штаба, где было решено провести операцию по освобождению арестованных товарищей по дороге, когда их будут везти на машине в Мольково. Но планам не было суждено сбыться. В этот же день начались аресты в самом Кардымове. Подпольщики, которым было поручено освободить Арташеса и Шалунову, были схвачены жандармами.
2 марта после допросов и пыток были публично повешены мольковские подпольщики Петр Смирнов, Демьян Шилин, Георгий Кушнеренко. Ефим Михалев покончил с собой в камере.
Учителя А. М. Александренкова и военкома Л. А. Морозова повесили на березах в центре деревни Соколово.
Многие подпольщики были расстреляны в овраге за старым мольковским парком.
Евгению Багричеву, Арташеса Авакяна, Петра Яковлева, Марию Селянинову, Петра Мазнова на допросы вызывали чаще других. Пытки сменялись уговорами, подкупом, но ничто не сломило дух наших патриотов.
14 марта были расстреляны Шестерикова, Симонова, Просенкова , Мудриченко.
18 марта 1942 года публичной казни через повешение в поселке Кардымово была подвергнута Евгения Богречева.
Потомки их не забыли
Кардымовцы бережно хранят память об этих событиях. В Кардымовском районном музее, с момента его образования в 1990 году, действует постоянная экспозиция, посвященная подпольному движению в нашем районе. С многочисленных черно-белых фотографий смотрят на нас простые люди: учителя, врачи, агрономы, железнодорожники, крестьяне, бойцы Красной армии, которые внесли важный вклад в борьбу с врагом и ценою своей жизни приближали победу. В витринах представлены личные вещи патриотов: документы, книги, элементы одежды, предметы быта.
В послевоенные годы в школах района было широко развито движение красных следопытов, ребята устраивали походы по местам боёв, открывали в школах комнаты боевой славы, создавали Книги Памяти. В основном фонде районного музея хранится много альбомов, сделанных учителями и школьниками района, где запечатлены краеведческие походы, встречи с бывшими партизанами и подпольщиками. В них от руки записаны документальные рассказы свидетелей и участников Великой Отечественной войны.
Одним из самых известных краеведов, занимавшимся исследованием кардымовского подполья был писатель, член Союза журналистов России — Леонид Васильевич Котов, который в своей книге «Смоленское подполье» целую главу посвятил подпольщикам Кардымовского района.
Этой темой серьезно занимались и другие исследователи, среди них хочется отметить Юрия Федоровича Громового — учителя Каменской средней школы, Валентину Викторовну Мацкевич — первого директора Кардымовского районного музея, Сергея Александровича Свистунова, работавшего преподавателем истории в Кардымовской средней школе.
На месте гибели подпольщиков Мольковской группы установлен памятник землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.
На здании Кардымовской средней школы установлена мемориальная доска в честь бывших учителей этой школы — участников подпольного движения.
Памятный знак установлен на месте казни организатора подпольной группы В.М. Губина в деревне Марьино (ныне улица Марьинская поселка Кардымово).
На месте казни Марии Богречевой в поселке Кардымово также установлен камень с мемориальной доской.
Новым улицам поселка Кардымово присваивают имена героев, так появились улица Богречевой, улица Гребнева.
Многие школьники района выбирают тему партизанского и подпольного движения для своих исследовательских работ и порою им удается открыть новые страницы в истории подпольного движения. Ребята занимают призовые места на краеведческих конференциях регионального и всероссийского уровней.
В эти дни исполняется 80 лет массовым казням кардымовских патриотов-подпольщиков. Жители района знают и помнят об их подвиге.