Люди и события, которые нас объединяют

Начиная работать над статьей, я предполагала, что она будет посвящена истории 153 стрелковой дивизии, воевавшей на территории Кардымовского района, Соловьевой и Ратчинской переправах в страшном 1941 году. Но после определенных событий и встречи, состоявшейся с командиром районного поискового отряда «Переправа» Натальей Максимовой и гостем нашего района Сергеем Анненковым, приехавшим из Каменец-Уральского, концепция изменилась. Я поняла, что статья будет о беспокойных и неравнодушных людях, благодаря которым соединяются отдаленные уголки нашей огромной страны, создается летопись Великой Отечественной войны, в которой еще много белых страниц.

Но обо всем по порядку.

После звонка Натальи Максимовой, которая сообщила, что они с Сергеем Анненковым — представителем исторического клуба Свердловской области, побывали на Ратчинской переправе и подъезжают к районному музею, я отправилась туда.

Так как они были с дороги, то за кружкой чая, любезно предложенной сотрудником музея Александрой Гуселетовой, завязалась неторопливая беседа.

Сергей, именно так, без отчества, он просил себя называть, начал свой рассказ

— Сегодня, благодаря Наталье Максимовой я побывал на Ратчинской переправе, которую давно хотел увидеть. Это легендарное место. Ведь она соединяет кардымовские места с моей Свердловской областью.

В августе 1940 года приказом Народного Комиссара Обороны Союза СССР в городе Свердловске была создана 153-я стрелковая дивизия, которая с первых дней войны вступила в бой с врагом.

Командиром 153 сд был назначен Николай Александрович Гаген.

Дивизия воевала под Витебском и Смоленском и в конце июля выходила из окружения по территории Кардымовского района через узкий коридор Днепра, постоянно атакуемый вражескими танковыми дивизиями и авиацией.

1 августа 1941 года в районе Соловьевой переправы  дивизия частью сил вышла к западному берегу  Днепра, а основными силами — в район переправы у Ратчино. Обе переправы были заняты врагом. Попытка овладеть соловьевской — провалилась, а в районе Ратчино бойцам удалось полностью овладеть переправой.
С 1 по 3 августа 1941 года дивизия со всей материальной частью и тылами форсировала Днепр в районе Заборье и вышла на восточный берег реки, одновременно частью сил продолжая вести бои с противником и удерживать плацдарм на западном берегу в районе переправ. К августу от её первоначального состава осталось менее 1000 солдат и командиров.

Все они полегли на кардымовской земле и своим подвигом во имя победы связали кардымовцев и уральцев навсегда.

 Поэтому  и появилась идея на Ратчинской переправе установить памятную плиту в честь бойцов и командиров 153-ей стрелковой дивизии, 80 лет назад выходившей здесь из окружения, и в течение месяца сдерживавшей врага, рвущегося к Москве.

Слушая повествование Сергея, меня восхищало его умение рассказывать просто и с любовью.

— Буквально вчера, — продолжал он, — мне довелось встретиться с правнуком Гагена и вместе с ним побывать на могиле комдива в Химках. Это был удивительный человек. Немец по рождению, едва избежавший расстрела в начале войны, когда немцы распространили листовку о его работе на фашистскую Германию, Николай Александрович Гаген сумел отстоять свое честное имя. Под его командованием 153 сд в числе четырех первых дивизий  отличившихся августе — сентябре 1941 года под Смоленском, была переименована в гвардейскую, и стала 3 гвардейской дивизией.

— Три дивизии из четырех переименованных первыми в гвардейские — это  127-я, 153-я и 161-я стрелковые дивизии вели боевые действия практически в один период на территории Кардымовского района, — продолжила Наталья Геннадьевна Максимова. Это ли не показатель героической истории нашего района!?

Работая в поисковом отряде, я отслеживала боевой путь 153 сд по Смоленщине, тем более по нашему району. 30 июля — деревня Зевакино, 1 августа — потери на станции Кардымово, деревне Мольково. После 16 августа 1941 года – это Заборье, Осово, Злыдня, находящиеся  уже на той стороне Днепра.

В течение четырех лет мы работали на поле близ деревни Зевакино, за все время удалось поднять 30 бойцов. Были и с медальонами, только все они были пустые. Установить никого не удалось. По донесениям в этом районе в июле 1941 года  в разные даты сражались 153, 161, 73 стрелковые дивизии. Дни накладывались на дни, а солдаты друг на друга…

В 2012 году в ходе поисковых работ мы обнаружили советский агитснаряд,, набитый листовками и заброшенный в немецкий тыл. В листовке на немецком языке написано обращение к солдатам противника, в котором говорится, что победа все равно будет за нами. А это 1941 год, немцы упорно рвутся к Москве. Листовка была отпечатана в дивизионной типографии Гагена. Я думаю, что так он ответил на ту вражескую фальшивку, в которой немцы представили его предателем.

Беседа постепенно перетекла в русло важности отслеживать по документам каждый день дивизии в привязке к территории, ведь сверка личного состава проводилась не ежедневно, а по мере возможности. А населенных пунктов с одинаковыми названиями в близлежащих районах  достаточно. Отсюда и неточности, и ошибки в местах захоронения и увековечения.

Я позволила себе вклиниться в их «профессиональный» разговор и задала вопрос

— Сергей, а откуда возник у вас интерес к 153 сд, ее боевому пути? Что-то личное?

— И да, и нет, — ответил Сергей. Мой дед участник Великой Отечественной войны. До конца жизни рядом с кроватью на тумбочке  он держал портреты Сталина и Берии. Он их очень уважал и нам, пацанам, трогать не разрешал. Но он не служил в 153 сд.

Эта история начинается в 1967 году, когда у нас в области организовали автопробег  по местам боевого пути 153 стрелковой дивизии от Урала до Калининграда. Мне тогда было пять лет. В этом пробеге принимали участие 18 человек на шести мотоциклах и двух волгах.  Среди них – мой родной дядя.

Позднее, в 2017 году, к пятидесятилетию автопробега показали фильм, вот я и загорелся повторить его. Пришел к дяде, он мне показал весь отснятый тогда материал, и я решил действовать. Для того, чтобы получить финансирование, стал работать над грантом и получил его.

 9 мая 1918 года автопробег стартовал и завершился в Севастополе. По условию гранта у него должно быть продолжение. Вот мы и разрабатываем упущенные страницы. В работе многие помогают, одна из помощников Наталья Геннадьевна.

Сергей показывает фотографии, сделанные на Ратчинской переправе, возле памятного камня и Братского захоронения. Мое внимание привлекает  фото со знаменем с надписью — 3 гвардейская Волновахская Краснознаменная ордена Суворова стрелковая дивизия, и я задаю вопрос: «Что это за знамя?»

Сергей тут же поясняет

— Одновременно с созданием 153 сд в 1939 году началось строительство Уральского алюминиевого завода. В начале войны и вплоть до 1943 года он оставался единственным советским заводом, выпускающим алюминий для нужд фронта. Люди работали сутками и падали от усталости.

После войны, в 1947 году, завод получил переходящее красное знамя по металлургии за отличие в годы войны.

Возможно, многие посчитают, что это мелочи: изучение боевого пути 153 сд, работа в архивах, приезд из далекого Урала в Кардымово, посещение Ратчинской переправы с символом Уральского алюминиевого завода.  Но ведь без них не будет истории или она будет несколько другой.

Благодаря людям, к которым, безусловно, относятся Сергей Анненков и Наталья Максимова сохраняется и восстанавливается по крупицам история, которой будут гордиться и последующие поколения. Усиливается взаимодействие между регионами России, и делается это в том числе простыми людьми, живущими рядом с нами.