Служба в вооруженных силах — дело почетное, важное и ответственное. Уважение к людям военных специальностей воспитывалось в нас многими поколениями и отрадно отметить, что после некоторого периода снижения престижа воинской службы, оно снова находится на должном уровне.
В семье Анатолия Владимировича Бельского уже два поколения мужчин отдают свой воинский долг в морском флоте.
Сам Анатолий служил на острове Шалим, порт Владимир Кольского полуострова в 1981-1984 годах в бригаде кораблей охраны водного режима, на водной границе с Норвегией. Был старшим матросом, трюмным-котельным БЧ-5.
Анатолий Владимирович поделился своими воспоминаниями о том времени.
— Суровый октябрь 1981 года, холод, огни кораблей, мороз и снег. Курс молодого матроса мы проходили в течение двух месяцев в городе Полярном. Там нам частенько говорили, что кто попадет в порт Владимир, тому крупно не повезет, там служат еще на кораблях с деревянными палубами. Каково же было мое ощущение, когда именно туда я и попал. Рыболовецкое судно было переделано и вооружено под сторожевой корабль. Во время службы бывали разные случаи, даже смерть сослуживцев от перегрузок. Но в целом, это незабываемое время.
Зимой второго года службы у нас были организованы лыжные гонки по бригаде, где я занял первое место. Участвовали в них и мастера, и кандидаты в мастера спорта по лыжным гонкам. В местной газете «Полярник» тогда вышла статья с моим фото, но газета не сохранилась.
В Североморске участвовал в соревнованиях по греко-римской борьбе, занял второе место.
Случались и забавные истории, о которых без улыбки и не расскажешь. В первый год службы я был поощрен отпуском за ликвидацию из рогатки ста крыс на корабле. Тогда за тридцать крыс матросу уже полагался отпуск независимо от наложенных взысканий, меня же кэп дважды не отпускал в отпуск за очередной показатель по их ликвидации, объясняя это моей необходимостью на корабле. После доклада флагманскому медику о ста крысах, на утро мне объявили приказ о поощрении отпуском. Так что, сто крыс стали для меня своего рода добрым знаком.
По стечению обстоятельств, а может по воле судьбы сын Анатолия Бельского — Алексей с разницей во времени около 30 лет проходил службу в тех же краях, на расстоянии 30 км от того места, где служил отец.
С 2012 по 2013 год он проходил военную срочную службу в береговых войсках Северного военно-морского флота, в/ч 10522, в/ч 10544 старшим радистом. С 2013 по 2016 год продолжил службу по контракту в береговых войсках Северного ВМФ в/ч10544, в/ч 38643. Служил водителем БТР 80, инструктором штаба по РХБЗ, был командир группы огневой поддержки подразделения антитеррора.
Анатолий Владимирович всегда был рад приехать в гости к сыну в Заполярье и увидеть места, где он сам проходил службу и которые навсегда врезались в память.
Алексей принимал участие: в тактических учениях Северного Флота и Кольской Флотилии; в антидиверсионных учениях Северного Флота; в учениях на неизвестной местности в Ростовской области.
Некоторые учения были очень тяжелыми как морально, так и физически, — рассказывает Алексей Бельский, — но были и очень позитивные. Как-то раз отобрали меня в состав диверсионной группы, задачей было проникнуть на один из важных стратегических объектов Северного Флота.
Прибыв к объекту с напарником на личном легковом транспорте, мы должны были установить в определенном месте муляж взрывного устройства. Хоть у нас и было удостоверение, выданное на случай провала сотрудниками ФСБ, но «познакомиться» с местным подразделением антитеррора совсем не хотелось.
Выкурив пачку сигарет за час, мы собрались с мыслями и приступили к выполнению задания. Обойдя вокруг объекта, увидели, как по территории ходят гражданские электрики, и решили переодеться в грязную, валявшуюся в багажнике машины, рабочую форму, взяли набор ключей, домкрат, насос, короче все, что было, и с наглыми уставшими лицами пошли на КПП.
В результате долгого разговора, порою на повышенных тонах, нам удалось убедить охрану, что наши документы находятся уже на территории, и если мы не успеем к вечеру сделать уличный фонарь под окном начальника штаба объекта, это будет по их вине. Нас пропустили. Далее КПП в самом штабе, но там было уже проще. Мы сказали, что нам нужно доложить начальнику о том, что освещение сделано, прошли, положили коробочку-муляж у кабинета. Задача была выполнена.
Отец и сын Бельские уверены, что морское братство реально существует. День ВМФ они отмечают каждый год. До пандемии каждый год на набережной Смоленска в день ВМФ собирались адмиралы, офицеры, матросы на торжественное поднятие флага, концерт, возложение венков к братской могиле морякам каторжной тюрьмы, расстрелянным в 1905 году.
Этот праздник — память о службе, суровых её годах и традициях. У него своя особая патриотическая атмосфера.