15 октября депутаты Кардымовского районного Совета шестого созыва провели свое первое заседание, основным вопросом которого стало избрание спикера муниципального парламента. Изначально на этот пост были выдвинуты несколько кандидатов, но в итоге, поскольку все остальные претенденты взяли самоотвод, в бюллетень для тайного голосования была внесена только одна фамилия. Таким образом, по итогам голосования Кардымовский районный Совет шестого созыва возглавил Игорь Викторович Горбачев.
Коронавирус, «Единая Россия» и выборы в Кардымовском районе
Возвращаясь к самой избирательной кампании, стоит напомнить, что она впервые проходила, что называется, в экстремальных условиях, когда среди большой части населения царила паника, многие люди были напуганы угрозой не просто заболеть неведомой ранее болезнью, а буквально лишиться жизни по причине заражения коронавирусом. Вот в таких условиях кандидатам в депутаты приходилось вести агитацию за собственное избрание.
— Игорь Викторович, вам самому за собственное здоровье не было страшно в этот период?
— Наверное, это черта нашего национального характера – некоторая бесшабашность и несерьезное отношение к опасности, в том числе и к коронавирусу. Правда, если я скажу, что совсем не опасался за свое здоровье и здоровье своих близких, то это будет неправда. Все-таки определенные меры предосторожности предпринимал. Моя мать уже довольно пожилой человек, и когда я к ней приезжаю, то стараюсь держаться подальше. Хотя люди наши не относятся к числу пугливых. Есть и те, кто вообще не верит ни в сам коронавирус, ни в исходящую от него угрозу. До сих пор, несмотря на имеющуюся информацию, считают, что это фейк.
Наличие пандемии коронавируса сказалось не на самой избирательной кампании, а на форме ее проведения. Не было традиционных массовых мероприятий и встреч с большими группами населения. А все остальное вполне обычно – индивидуальные встречи, какие-то агитационные материалы…
— И все же этого, наверное, было недостаточно для того, чтобы напомнить избирателям о себе, рассказать обо всех своих достоинствах?
— Отнюдь. Лично мне хватило. Знаю, что среди тех, кто баллотируется на выборные посты, есть мнение, что лучше не выдвигаться там, где жил, работал, где тебя знают. Есть большой риск, что негативные воспоминания станут преобладающими для людей, которые делают выбор. Я такого не боюсь. Как раз я избирался по тому округу, где родился, где работал, где до сих пор живут мои родители, родственники, друзья. И сам я там бываю постоянно, общаюсь с жителями – они меня знают, и я знаю, какие проблемы
их волнуют. Потому ограничения на встречи с избирателями, которые наложил коронавирус, на мне никак не сказались.
Другое дело, что в ходе этой кампании я работал не только на себя, но и на общий результат, чтобы избрали моих товарищей, выдвинутых партией «Единая Россия». Нас было трое, и я обращался к избирателям, чтобы они отдали свои голоса за нас троих. Поскольку меня в округе знают и, думаю, уважают, мое обращение не прозвучало даром и помогло моим товарищам.
Правда, должен честно сказать, командная работа была не на должном уровне выстроена не во всех округах, да и конкуренты были не из слабых. Но в целом, на мой взгляд, результат получился достойный. Из пятнадцати депутатов районного Совета шестого созыва одиннадцать – выдвиженцы «Единой России».
— Вы представляете в районном Совете «Единую Россию», которая вас выдвинула в депутаты. Если отвлечься от коронавируса и взглянуть на политический имидж партии, насколько он был подпорчен прошедшей два года назад пенсионной реформой, и насколько на нем сказались случившиеся буквально накануне выборов протестные события в Хабаровске и в Беларуси?
— Я никогда не скрывал и не стыдился, что состою в «Единой России». Я вступил в партию еще до того, когда это стало статусно и карьерно выгодно. Может, это позвучит пафосно, но я действительно вступил в «Единую Россию» по идейным соображениям. Я и сейчас остаюсь таким же идейным. Никто не сможет меня упрекнуть в том, что я приобрел какие-то личные выгоды. В «большую политику» я не лезу, но здесь – на уровне района — мой опыт, мои знания могут быть полезны для решения, к сожалению, не всех, но многих вопросов, которые касаются повседневной жизни моих земляков.
Именно поэтому, когда голосование проходит на местном уровне, то избиратели исходят не столько из партийной принадлежности кандидатов, сколько из прагматичного расчета: насколько они в состоянии решать проблемы муниципального, а не политического значения.
Плата за депутатский мандат
— Считается, что депутат – он не столько «слуга народа», сколько человек, который получил возможность вольготно жить за счет бюджетных средств…
— Действительно, мне не раз приходилось слышать такое мнение. Вот недавно меня подвозил таксист. Он поздравил меня не только с избранием председателем Совета, но и отметил, что я получил возможность залезать в бюджет ради собственной выгоды. Я не смог его переубедить и объяснить, что депутат – это неоплачиваемая общественная деятельность. Окружающим непонятно, как это люди приходят во власть и ничего от этой власти не имеют для себя. Кстати, уже второй созыв и председатель районного представительного собрания работает на общественных началах и зарплату не получает. Когда меня избрали председателем, я поздравил депутатов с тем, что теперь нас никто не сможет упрекнуть в том, что мы проедаем деньги районного бюджета.
Я, конечно, не могу сказать, что депутатский статус совсем ничего не дает. Депутату проще попасть на прием к какому-либо начальнику. Есть большая (но не гарантированная) вероятность, что депутата выслушают и даже, может, положительно отреагируют на его обращение. Вот, пожалуй, и все преимущества депутатского мандата.
— Но председатель — это все же не совсем депутат. У него много рутинной технической работы: подготовка заседания самого Совета и комиссий, обеспечение депутатов необходимыми для работы документами, рассмотрение и подписание большого количества документов и так далее?
— У меня уже был опыт работы во главе Совета. Так что я знаком с тем, что придется делать, потому, честно говоря, большого восторга от избрания на пост председателя не испытываю. Мои коллеги из других районов откровенно посмеиваются надо мной: работу будешь делать ту же, что и мы, только бесплатно. Семья, между прочим, тоже не рада: трудиться придется больше, а денег в доме от этого не прибавится.
Совет всему глава?
— Игорь Викторович, депутаты предыдущего Совета активно конфликтовали с районной администрацией. Противостояние двух ветвей муниципального управления будет продолжено, пока одна не победит другую, или конфликт перейдет в стадию конструктивного взаимодействия?
— Действительно за довольно короткий срок у нас уже трижды сменился руководитель района. И некоторые депутаты посчитали себя силой, которая может регулярно устраивать такую кадровую чехарду. Соглашусь, что одного из предшествующих глав губернатор забрал в областную администрацию по просьбе депутатов. Там бывший руководитель Кардымовского района работает чиновником и, по всей видимости, находится на свое месте. Но затем некоторым депутатам показалось, что они и дальше могут менять руководителей. Когда Павел Петрович Никитенков только пришел на должность главы района и ничего еще не успел сделать (ни плохого, ни хорошего), а против него уже начали выступать. Но, если судить по делам, то администрация с его приходом сделала больше, чем за минувшие двадцать лет. Так зачем же его «клевать». Да, возможно, на начальном этапе не обошлось без ошибок. Но глава и сам начал в этом плане меняться. С опытом приходят не только административные навыки, но и умение взаимодействовать с населением. Наша задача, как депутатов, не обострять и не раздувать конфликтные ситуации, а поправлять и подсказывать, если возникает необходимость. Я думаю, что в этом направлении новый состав депутатов Кардымовского районного Совета будет работать более конструктивно.
Судьба района в ближайшей перспективе
— Игорь Викторович, в сентябре 2015 года в Кардымовском районе было 8849 избирателей, а через пять лет – в сентябре 2020 года — их осталось уже 8386 избирателей. За пять лет — сокращение почти на 500 человек. Если исходить из этих цифр, то будущее района выглядит весьма печальным. У
руководства муниципального образования есть видение того, что следует делать, чтобы за пару десятков лет Кардымовский район не обезлюдел?
— Должен признать, что оттуда, где хорошо, не уезжают. Но, судя по оттоку населения, это пока не про наш район. Если мы, депутаты и администрация, будем создавать комфортные условия жизни (дороги без ям и колдобин, здравоохранение с квалицированным медперсоналом и современным оборудованием, образование, как школьное, так и дополнительное, рабочие места с достойным вознаграждением за труд), тогда и люди из Кардымовского района перестанут уезжать и искать счастье на стороне.
Правда, определенные изменения у нас в этом направлении уже происходят. Возможно, они и не так бросаются в глаза тем, кто живет здесь постоянно. А вот те, кто долго отсутствовал, отмечают, что у нас все время появляется что-то новое: то дорогу заасфальтируем, то крышу перекроем. Кажется, мелочь, но люди, которые здесь подолгу не бывают, честно признаются, что не узнают родное Кардымово. К сожалению, должен констатировать, что одно время руководство района выбирало для решения определенного рода проблемы и упускало из виду картину развития района в целом. Если бы такими темпами, как сейчас, шло развитие раньше, то, я думаю, люди бы в таком количестве не уезжали, и район бы не нес такие потери населения.
Чтобы переломить ситуацию, а она уже сейчас пусть медленно, но меняется, депутаты и администрация должны совместно решать те вопросы, которые волнуют население.
— Это общие слова…
— Нет. Это не общие слова. Про создание комфортной среды и рабочих мест я говорю не для того, что хочу быть хорошим для населения. Я и для себя этого хочу. Согласитесь, что комфортно и уютно жить, когда кругом люди не раздражены, не озлоблены, когда не озабочены только тем, как выжить, а, напротив, они довольны тем, что хорошие улицы и дороги, у них нормальная заработная плата, дети получают достойное образование, а старикам оказывается квалифицированная медицинская помощь. В таких условиях каждый будет чувствовать себя комфортно и уезжать не захочет.
Но в целом вопрос не простой и требует комплексного подхода, и за ближайшие пять лет нам его не решить. Да и процесс урбанизации не остановить. Большинство людей стремится жить и работать в больших городах. А на селе современные агротехнические средства позволяют обходиться гораздо меньшим числом рабочих рук, чем во времена совхозов и колхозов, когда там числилось по полторы сотни человек. Возможно, развитие пойдет по пути, когда наши люди будут, как и сейчас, работать в том же Смоленске, а постоянно жить в уютном и комфортном, тихом Кардымово. Вот здесь и скажутся усилия, которые предпринимают сегодня органы муниципального управления. Тогда и отток населения, конечно, полностью не прекратится, но значительно снизится. А может кто-то
предпочтет не сменить место работы, а сменить место жительства и переехать из Смоленска в Кардымово