Задачка из школьного учебника – из пункта А в пункт Б выехал автобус… Беспечные пассажиры расселись по местам и с любопытством наблюдают как за окнами по обеим сторонам дороги мелькают запыленные домики с цветниками и теплицами, леса, заморенная выхлопным перегаром чахлая травка по обочинам и выброшенная кем-то мятая банка из-под пива. И только водитель автобуса, который несет ответственность за жизнь и здоровье этих самых беспечных пассажиров, не отвлекается на все эти прелести законного пейзажа, а внимательно следит за дорожной ситуацией.
По традиции в последнее воскресенье октября (в этом году оно приходится на 25 октября) в России отмечают День автомобилиста. Это профессиональный праздник и тех, кто перевозит людей из пункта А в пункт Б.
У каждого пассажира свой характер
Профессиональный водительский стаж Леонида Николаевича Михальченкова — уже полтора десятка лет, и девять из них он работает у индивидуального предпринимателя Андрея Михайловича Малашенкова: водит пассажирский автобус рейсом Кардымово-Смоленск.
— Профессию свою я очень люблю, несмотря на то, что она, конечно, очень непростая, — рассказывает Леонид Николаевич.
Трудность профессии водителя пассажирского автобуса хотя бы уже в том, что, по словам Леонида Михальченкова, «вставать приходится раньше всех, ложиться позже всех». Но особая сложность – это работа с людьми. Пассажиры все разные. У каждого свой характер, у кого-то хорошее настроение, у кого-то — не очень.
— Поэтому, — делится одним из секретов профессии Леонид Николаевич, — водитель должен быть очень внимательным, ответственным, понимающим, уравновешенным. Очень важно содержать транспорт в хорошей, как говорится, «рабочей форме». Автобус я осматриваю каждый день, устраняю все неисправности, если таковые имеются, содержу в порядке салон, сейчас, в период пандемии, очень важно проводить дезинфекцию салона и соблюдать все требования Роспотребнадзора.
Леонид Михальченков шоферскую работу очень любит, а на вопрос «почему?» отвечает, что у каждого человека в этой жизни есть место, и он свое нашел.
Напарник Леонида Николаевича Сергей Георгиевич Романенко приехал в Смоленскую область из Магадана в 2007 году. Сначала в течение трех лет проходил армейскую службу по контракту, затем работал в котельной, а с 2015 года – водитель у индивидуального предпринимателя Андрея Михайловича Малашенкова.
Для Сергея Романенко вставать на работу, когда большая часть жителей поселка еще спит, дело привычное.
— На утренних рейсах, как правило, пассажиров бывает больше, — рассказывает Сергей. — Кто-то едет на работу, кто-то на учебу, один не доспал, другой вообще не успел проснуться. Может сложиться нервная обстановка. И задача водителя не допустить конфликта, чтобы в начале дня не испортить настроение пассажирам.
По словам Сергея Георгиевича, работа водителя пассажирского автобуса довольно сложная, поскольку он несет ответственность за пассажиров и за исправность транспортного средства, которое везет их к месту назначения. А в пути могут возникнуть разные ситуации… И тем не менее это не пугает Сергея Романенко – он все равно любит свою профессию и, несмотря на различные обстоятельства, они с напарником регулярно выходят в рейс.
Рулевые детских маршрутов
Водители школьных автобусов – люди с большим жизненным опытом и добрым сердцем. Отбор профессионалов здесь очень жесткий, слишком большая ответственность возложена на тех, кому родители доверили самое дорогое, что у них есть: жизнь и здоровье детей, отправляющихся в школу и домой.
— Мы обслуживаем восемь маршрутов по району, осуществляющих доставку детей в школу и обратно. Водители у нас очень ответственные, с большим стажем и опытом работы, — рассказывает ответственный за безопасность дорожного движения Кардымовской средней школы Дмитрий Анатольевич Воробьев. – Директор школы Нина Владимировна Силина так охарактеризовала наших водителей: это самые золотые ребята, самые золотые специалисты. Среди них наш сторожил, дольше всех отработавший в школе, Василий Александрович Буц, Олег Геннадьевич Быков, Алексей Викторович Почтаков.
Многие жители района, имеющие детей школьного возраста, знают водителей школьных автобусов, что называется, в лицо. Все они — особые люди, добрые, открытые. Встают чуть свет, чтобы вовремя привезти ребят к первому уроку. На них лежит огромная ответственность за безопасность детей и их комфортную доставку в учебное заведение. При этом заработная плата водителей совсем невысока.
Дети, являющиеся постоянными пассажирами школьного транспорта, особенно мальчишки, наперебой рассказывали мне о дяде Васе, дяде Олеге и дяде Леше, которые отвозят их в школу и домой, что они всегда ждут опаздывающих и делают перекличку перед отправкой. А когда дети покидают автобус, дают наставления, как правильно перейти дорогу, напоминают, чтобы нигде не задерживались, а бежали от остановки сразу домой.